Первый Marantz
Большое влияние на Сола оказала его жена Джин, которая разделила с мужем свое увлечение искусством и математикой. Математические способности Джин сослужили хорошую службу при проектировании первого лампового монофонического предусилителя Marantz, получившего название Audio Consolette.
Сол собрал этот компонент в подвале своего дома, расположенного в районе Кью Гарденз (тогда это был пригород Нью-Йорка). Работа над первым продуктом Marantz началась в 1948 году и длилась четыре года. В это же время Маранц познакомился с инженером-электронщиком Сидни Смитом (Sidney Smith), который помог ему доработать аппарат.
Audio Consolette
Предусилитель Audio Consolette был универсальным ламповым компонентом, в котором использовались двойные триоды 12AX7 и 12AU7. Модель имела отдельный выносной блок питания и обладала большим набором различных схем коррекции, применяемых в то время для воспроизведения виниловых дисков (в общей сложности их насчитывалось 36 штук). Устройство оснащалось функцией тонкомпенсации (loudness), позволяющей восполнить недостаток баса на малых уровнях громкости.
В 1952 году Сол показал прототип своему другу Майку Пламу, работавшему продавцом в магазине Harvey Radio в Манхэттене, и тот помог договориться о продаже при условии, что Маранц изготовит 100 экземпляров таких предусилителей. На волне популярности первых долгоиграющих виниловых «лонгплеев» (LP) предусилитель Audio Consolette пользовался большим спросом. Позже модель была несколько переработана и улучшена для массового производства.
Почему кассетные проигрыватели возвращаются в моду
Не стоит удивляться, увидев человека с только что купленным кассетным проигрывателем. Его можно воспринимать как коллекционера или ценителя прошлого, который вместо сервиса ХХI века наслаждается ретро-звуками.
Кассетофилам нравится современный и футуристический дизайн деков. Их гладкие панели, металлические детали и множество кнопок хорошо вписываются в стильный интерьер. Такую технику покупают иногда не ради музыки, а из-за оригинальности вещи.
Но в этой моде есть также объективная сторона, которая может переубедить скептиков.
Прежде всего, многие еще хранят дома уникальные аудиозаписи, которые хочется где-то послушать. Их можно оцифровать, но тогда они потеряют свой шарм и изменят звучание. Чтобы сохранить атмосферу прошлого века, стоит купить специальный проигрыватель.
Основание компании и стереореволюция
Компания Marantz была основана Солом в 1953 году, а главным инженером фирмы стал Сидни Смит. В этом же году была открыта небольшая фабрика, на которой началось производство Audio Consolette.
В 1954 году появился предусилитель Model 1 — несколько переработанная версия первой модели, включавшая в себя RIAA-корректор для виниловых проигрывателей, соответствующий стандартам, установленным Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний RIAA.
Model 2Model 3
Далее Маранц разработал двухполосный электронный кроссовер Model 3. В этот же период был усовершенствован внешний блок питания, использовавшийся в Model 1 и Model 3. Вскоре компания переехала на Бродвей (Лонг-Айленд).
Model 7
В 1958 году был выпущен ламповый моно-оконечник Model 5. Тогда же в модельном ряду Marantz появился стереоадаптер, который позволял объединить два предусилителя Model 1 с целью получения стереозвучания.
Model 8
В конце 1958 года пошел в серийное производство первый ламповый стереофонический предусилитель Model 7 с уникальным трехкаскадным фонокорректором, который стал культовой моделью и продался тиражом в 130 000 экземпляров, а за ним в 1959 году последовал полноценный стереофонический оконечник Model 8, объединивший в себе два моноусилителя Model 5 и обеспечивающий мощность в 30 Вт на канал.
Особенности
В 1953 году Сол Маранц, радиолюбитель и гитарист из Нью-Йорка, основал компанию Marantz, а уже через год запустил в производство предусилитель Model 1 (усовершенствованный вариант Audio Consolette). Пока руководителем фирмы был Сол, компания выпускала преимущественно дорогую профессиональную аппаратуру. В 1964 г. в фирме сменился владелец, и с новым руководством Marantz заметно расширила свой модельный ряд и начала выпускать бытовые аудиосистемы. Постепенно производство переезжает из США в Японию.
В 1978 г. в фирму пришел аудиоинженер Кен Ишивата, который до 2019 г. был ведущим разработчиком компании и стал настоящей легендой мира Hi-Fi и Hi-End-аудио. Именно он создал такие легендарные продукты, как усилители мощности PM66KI и PM6006.
В 1992 году компанию приобрел голландский концерн Philips, но уже к 2001 г. фирма Marantz полностью восстановила контроль над своими активами. В 2002 г. она объединилась с японской компанией Denon, основав группу D&M Holdings.
Основные отличия усилителей Marantz от аналогов:
высочайшее качество сборки – заводы компании расположены в Японии и странах Европы, поэтому усилители Marantz отличаются высокой надежностью и полным соответствием реальных характеристик звука паспортным;
чистый и динамичный звук – инженеры фирмы огромное внимание уделяют аудиохарактеристикам своих товаров, поэтому звук этой техники удовлетворит вкусы даже самых утонченных аудиофилов;
стильный дизайн – многие любители продукции японской фирмы приобретают их в том числе и из-за элегантного и современного внешнего вида, сочетающего классические элементы с футуристическими;
доступное обслуживание – японская компания хорошо известна в мире, поэтому имеет широкую сеть дилеров и сертифицированных СЦ во всех крупных городах РФ, СНГ и Балтии;
приемлемая цена – в модельном ряду компании, кроме профессиональной техники Hi-End-класса, присутствуют и относительно бюджетные бытовые модели, стоимость которых несколько ниже продукции многих других фирм из Японии и США.
Аудио/видео 90-х
В 90-е годы компания вошла в своей лучшей форме, подпитываемой восстановленным корпоративным единством. Американские и канадские мощности, дилерские сети, а также основные активы Marantz, принадлежащие гиганту Philips, были объединены под одним флагом.
SM-80
Вскоре начался штурм AV-рынка. Первым бронебойным орудием в этом направлении стал THX-сертифицированный усилитель Marantz SM-80.
В 1996 году появился хорошо принятый критиками AV-ресивер SR96, тоже получивший сертификат THX. Компания также представила свой первый LCD-проектор VP8770 и плазменный монитор PD4280.
MusicLink
В 90-е годы появились мини-компоненты класса Hi-Fi из серии MusicLink, уникальный предусилитель SC-5 с отдельным аккумуляторным блоком питания, усилитель мощности SM-5, массивный ламповый оконечник Project T1 и пр.
SC-5 и BB-5
В 1996 году компания также выпустила реплики своих классических аудиокомпонентов, включая предусилитель Model 7Т, моноблок Model 9 и стереоусилитель мощности Model 8. В 1997 году в возрасте 85 лет ушел из жизни отец-основатель компании Сол Маранц.
Project T1
Следует отметить, что в этот период Кен Ишивата активно противостоял планам руководства по полному перепрофилированию Marantz на домашние кинотеатры. Отделение Hi-Fi удалось отстоять, что впоследствии принесло свои плоды. И в то же время не все проекты Marantz под корпоративным колпаком Philips оказались успешны.
По словам Ишиваты, отказ от японского поставщика драйверов Tonegen (Fostex) для новой акустической системы LD-50 привел к неутешительным результатам. В результате производство колонок Marantz было фактически свернуто.
Также не до конца выясненной остается история взаимоотношений Кена Ишиваты и японского менеджемента Marantz. Известно, что с определенного момента Ишивата перестал ездить на родину, а в самой Японии модели с аббревиатурой KI и вовсе никогда не поступали в продажу.
Книга перемен, Кен Ишивата, начало цифровой эпохи и первый CD-проигрыватель Marantz
Следующее десятилетие внесло свои коррективы в историю бренда. В 1980 году компания Superscope продала 50% акций, которыми она владела в Marantz Japan, а также права на товарные знаки Marantz и маркетинг по всему миру (за исключением США и Канады) голландскому гиганту Philips Electronics.
Кен Ишивата
В 1978 году в отделение Marantz Europe пришел человек, сыгравший одну из ключевых ролей в дальнейшей истории компании. Этим человеком был Кен Ишивата (Ken Ishiwata), ранее работавший координатором по согласованию технических вопросов в Pioneer Europe. В течение двух лет он занимал пост управляющего модернизацией и совершенствованием продукции, т.е. руководил проектно-конструкторским отделом.
Ишивата был и опытным конструктором и инженером, с детства увлекавшимся электроникой и музыкой. «Когда мне исполнилось десять лет и только начали появляться первые виниловые альбомы LP-формата, я уже мастерил свой первый усилитель. Однажды отец моего друга, который был настоящим аудиофилом, владевшим отлично оборудованной отдельной комнатой для прослушивания, пригласил меня послушать запись Джули Лондон», — вспоминает Кен.
Model 7C
Юноша отлично знал этот альбом («Julie Is Her Name» 1955 года), но его поразил эффект присутствия и высокое качество звучания, одним из «виновников» которого был предусилитель Model 7C. Именно эту запись в дальнейшем Ишивата часто использовал для демонстрации аудиотехники Marantz.
CD-63
В 1982 году компания Marantz выпустила свой первый проигрыватель компакт-дисков CD-63. По сути, это была копия легендарного CD-проигрывателя Philips CD100, которая лишь немного отличалась от него косметически.
Слова Кена Ишиваты: «На то время Philips и Marantz были единственными компаниями, использующими технологию, называемую «передискретизацией» (4x Oversampling Technology, технология 4-кратной передискретизации), и вскоре я обнаружил, что это в значительной степени способствует созданию превосходной звуковой сцены, которой обладали такие CD-проигрыватели».
CD73
Затем появился легендарный CD-проигрыватель с выдвижным блоком привода CD73 (аналог еще одной легенды — Philips CD303 на чипе TDA1540). Позже вышла весьма необычная «двухпалубная» модель CD-12, состоящая из пары блоков — CD-транспорта с приводом Philips CDM-1, изготовленным из алюминиевого сплава, и ЦАПа DA12, в основе которого использовалась хорошо известная среди аудиофилов микросхема TDA1541 S1.
CD-12
Кен Ишивата отмечал: «До этого я работал с аналоговым аудио и фактически ничего не знал о цифре. Я многому научился у инженеров Philips». Под брендом Marantz также вышел первый LD-видеопроигрыватель CDV-780, использующий в качестве оптического носителя LaserDisc.
CDV-780
По некоторым слухам, именно в этот период с Кеном связался сам Сол Маранц и произнес свою коронную фразу: «Я сделал все, что мог с монофоническими и стереофоническими виниловыми LP-дисками, теперь твоя очередь сделать что-то с компакт-диском».
Ишивата также впервые ввел термин SE (Special Edition), который указывал на специально доработанное и улучшенное изделие. Все началось с того, что на складе фирмы скопилось некоторое количество непроданных экземпляров модели CD-45, которая использовала 14-битные ЦАПы Philips TDA1540, в то время как конкуренты уже перешли на 16 бит.
CD-45
Кен сам доработал эту модель (провел оптимизацию разводки и заменил некоторые элементы), присвоил ей название CD45 LE (Limited Edition — «лимитированный тираж») и начал рассылать ритейлерам и обозревателям-рецензентам под слоганом «самый музыкальный CD-плеер в мире».
TT1000
В течение первых двух недель было продано около 2 000 экземпляров CD45 LE, а данная практика еще не раз использовалась и развивалась Ишиватой в дальнейшем. В настоящее время продукты Marantz с внесенными Кеном конструктивными изменениями и настройками получили приставку KI Signature в названии (аббревиатура KI впервые была использована в 1993 году — после того, как Кен усовершенствовал проигрыватель CD63 Mk II) и продаются с эксклюзивной эмблемой и подписанным лично им сертификатом.
NA-11S1
Благодаря такой практике Ишивата приобрел известность во всем аудиомире и впоследствии стал почетным амбассадором бренда. Забегая вперед, можно сказать о том, что с приходом Кена компания выпустила много продуктов, ставших в итоге классикой Hi-Fi, начиная с винилового проигрывателя TT1000 и заканчивая сетевым проигрывателем NA-11S1.
Начало пути. Бруклинская история
Сегодня название фирмы прочно ассоциируется с Японией, однако своим рождением бренд обязан одному человеку, причем совсем не японцу. Сауль (или на американский манер — Сол) Бернард Маранц (Saul Bernard Marantz) родился 11 июля 1911 года в Бруклине (Нью-Йорк) в семье еврейских эмигрантов из Польши.
Семья Сола испытывала большие материальные трудности, поэтому юноше пришлось бросить школу и устроиться на работу посыльным в одну из многочисленных фирм, расположенных в деловом районе Нью-Йорка. С самого детства Маранц проявлял интерес к технике и любил возиться с радиоприборами. Тем не менее, главной страстью молодого Сола оставалось искусство, и в том числе музыка. Позже он даже получил художественное образование, посещая соответствующие курсы в институте Пратта в Бруклине.
Сол Бернард Маранц
Маранц освоил профессию художника-графика и, завоевав высокую репутацию, начал заключать сделки с различными крупными компаниями вроде Hanes или General Electric. Вероятно, именно такое сочетание техника и эстета в характере Сола стало причиной того, что даже ранние образцы аудиотехники, сконструированные Маранцем, отличались дизайном, который сейчас называют «индустриальным» или «промышленным».
Одним из многочисленных хобби Маранца стала классическая гитара. Сол брал уроки игры на этом инструменте и был хорошо знаком со всемирно известным испанским гитаристом Андресом Сеговией (Andres Segovia Torres). Именно увлечение гитарой заставило Маранца критично относиться к любым аудиокомпонентам. Во время Второй мировой войны Маранц служил во флоте. Тогда же он прошел курсы основ электротехники и электроники.
60-е годы: расширение горизонтов, «лучший тюнер в мире» и переезд в Калифорнию
В 1960 году фирма Marantz выпустила массивный ламповый моноблок Model 9 мощностью в 70 Вт, до сих пор пользующийся огромной популярностью. Оконечник отличался привлекательным минималистичным дизайном. Лаконичная фронтальная панель с круглым стрелочным индикатором в виде иллюминатора в итоге стала визитной карточкой усилителей Marantz.
Model 9
Специальная модифицированная версия этой модели, вышедшая под индексом 9120, была задействована Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) в качестве усилителя для установки в наземных станциях слежения в рамках программы «Аполлон».
Model 8B
В 1961 году на базе Model 9 был разработан стереооконечник Model 8B. В этом же году к Солу Маранцу и Сидни Смиту примкнул еще один конструктор-электронщик Ричард Секерра (Richard Sequerra). Результатом этого сотрудничества стал FM-тюнер Model 10 с осциллографом. Модель создавалась специально для прослушивания стереопрограмм, транслируемых в FM-диапазоне. В 1961 году в Штатах был запущен первый такой FM-радиосервис.
Model 10
В 1963 году в модельной линейке появился виниловый проигрыватель SLT-12, а в 1964 году в серию пошел улучшенный FM-тюнер Model 10B, оснащенный ламповым осциллографом, отображающим мощность и баланс принимаемого сигнала. Несмотря на продуманную конструкцию и высокое качество звучания, модель стала убыточной и в итоге фактически разорила компанию.
SLT-12
10B оказался слишком дорогим в производстве, а его розничная цена была занижена. По этому поводу Сол высказался так: «Многие люди до сих пор считают, что 10B был лучшим из когда-либо созданных тюнеров. В начале 70-х за такой тюнер мы просили 750 долларов в розницу, и я до сих пор сравниваю это с тем, как если бы я сам лично вкладывал по 100 подарочных долларов в каждую упаковочную коробку».
Model 10B
В 1964 году фирма Marantz оказалась на грани банкротства, но была выкуплена компанией Superscope Inc. во главе с Джозефом Тушинским (Joseph Tushinsky) и переведена в Калифорнию. В 1965 году в каталоге компании появился первый транзисторный предусилитель Model 7T, а спустя год — транзисторный стереомощник Model 15 в конфигурации «двойное моно».
В 1967 году был выпущен первый транзисторный ресивер Model 18, оснащенный FM-тюнером, секцией предусилителя, усилителем мощности, осциллографом и фирменным настроечным колесиком-верньером Gyro Touch, который в итоге стал классическим продуктом Marantz и прародителем целого ряда культовых моделей.
Model 15
Компания Superscope искала партнера, способного производить высококачественные компоненты по низкой цене. Поэтому в 1966 году аудиотехнику Marantz начали собирать в Японии в рамках сотрудничества с компанией Standard Radio Corp., ранее выпускавшей радиоприемники и магнитофоны. В 1968 году Сол Маранц ушел с поста президента компании, носящей его имя. Так закончилась целая веха в истории Marantz.
Model 18
Как выбрать?
Выбирая между разными моделями, стоит учитывать некоторые параметры усилителя.
Тип
По назначению все усилители делятся на три категории:
- предусилители – предназначены для промежуточного усиления сигнала до уровня в несколько В;
- усилители мощности – включаются после предусилителя и предназначены для окончательного усиления звука;
- полные усилители – сочетают функции предусилителя и усилителя мощности в одном приборе.
Мощность
Именно от этого параметра зависит громкость звучания усилителя. В идеале максимальная выходная мощность устройства должна соответствовать аналогичному параметру используемых вместе с ним колонок. Если вы покупаете всю систему в комплексе, то подбирать мощность стоит по площади помещения. Так, для комнат в 15 м2 будет вполне достаточно системы мощностью от 30 до 50 Вт/канал, тогда как для помещений площадь в 30 м2 и более необходимо обеспечить мощность в 120 Вт/канал.
Частотный диапазон
В среднем человек слышит звук частотой от 20 Гц до 20 кГц, поэтому частотный диапазон техники должен как минимум находиться именно в этих пределах, а в идеале – быть несколько шире.
Коэффициент искажений
Чем ниже будет этот параметр, тем более качественный звук будет выдавать ваша система. В любом случае его величина должна быть менее 1%, иначе искажения будут слишком заметны на слух и помешают наслаждаться музыкой.
Количество каналов
В настоящее время на рынке доступны модели с количеством каналов от 1 (монозвучание) до 6. Для большинства домашних аудиосистем достаточно стереосистем (2 канала), тогда как студийное оборудование и системы домашних кинотеатров должны иметь большее их количество.
Входы
Для того чтобы к усилителю можно было подключить все имеющиеся у вас источники звука, перед покупкой стоит обратить внимание на количество и виды аудиовходов, которыми оборудована интересующая вас модель. Если вы собираетесь использовать аудиосистему для прослушивания музыки с винилового проигрывателя, то обратите внимание на наличие входов MM/MC для фонокорректора
Как выбрать и где купить
Нужно иметь определенные знания, чтобы купить рабочую аппаратуру, а не набор запчастей. От провала спасут следующие советы.
Что должно быть в качественном проигрывателе
Внешний вид деки имеет значения, особенно, если она должна стать изюминкой интерьера
Но при выборе модели стоит обращать внимание также на технические характеристики
Лучше отдать предпочтение вариантам с двумя или тремя приводными моторами и тремя головками, которые будут отвечать за запись, удаление и воспроизведение.
Где продаются
Вряд ли удастся найти кассетный проигрыватель в обычном магазине техники. Такие раритеты стоит искать на аукционах.
К примеру, на eBay можно увидеть предложения с отличным товаром за смешные деньги. Правда, придется заплатить немалую суму за доставку, и существует риск попасть на недобросовестного продавца.
Рейтинг лучших кассетных дек
Ниже кратко охарактеризованы лучшие представители среди разнообразного ассортимента:
- Nakamichi LX5. Классический проигрыватель 80-90-х годов. Он работает десятилетиями и легко ремонтируется дома. Хороший трехмерный звук без помех.
- PylePro PT649D. Недорогой вариант для любителей ретроаудио. Профессиональный корпус, который можно вмонтировать в стойку. Есть функции автостопа и быстрой перемотки.
- Marantz Professional PMD-300CP. Мощный аппарат выдает качественный звук при соотношении «сигнал – шум» в 58 дБ. Подходят кассеты разных форматов. Дополнен портом USB.
- Toshiba Aurex TY-AK1. Бумбокс с превосходным корпусом и максимальными возможностями. Кассетная дека, CD-плеер, радио, USB. Сочетание теплоты прошлого и технологий будущего.
Помните, что воскресшая любовь к кассетам – это просто очередная мода и ностальгия. Воспринимать деки стоит только как интересный декор, который может поднять настроение и создать атмосферу в праздничные дни.
70-е годы: новая история
Благодаря вливанию новой крови от Superscope и Standard Radio Corp., компания Marantz начала стремительно развиваться, выпуская все больше новой продукции, включая растущий список предварительных и интегральных усилителей, оконечников, стереоресиверов (культовая серия 2200 и др.), тюнеров, проигрывателей и акустических систем.
Стабильная финансовая поддержка и построенные в Японии новые производственные мощности обеспечивали дальнейшее расширение компании Marantz. Таким образом, это было десятилетие интенсивного роста.
В 1974 году в прессе появилась заметка о том, как в доме Франциско Эспины (Francisco Espina), который владел ресивером Marantz 2270, произошел пожар. Когда Франциско нашел аппарат среди груды обгоревших обломков своего особняка, установил новый сетевой шнур и включил его, то был очень удивлен — ресивер по-прежнему продолжал работать, подавал сигнал на колонки, наушники и радовал глаз приятной синей индикацией.
2270
Воспоминания Франциско: «Из любопытства я принес поврежденный ресивер в свою квартиру и, подсоединив новый сетевой шнур, воткнул его в розетку. Синяя подсветка включилась. Я подключил наушники и FM-радио, при этом все работало замечательно. Затем я протестировал его в связке с магнитофоном, а потом с проигрывателем виниловых дисков и колонками. Звучание оставалось таким же безупречным».
2600
В 1975 году Standard Radio Corp. сменила свое название на Marantz Japan Inc. В 1978 году компания дополнила свою линейку ресиверов моделью Model 2600, которая стала одним из самых мощных на то время аппаратов данного класса, обеспечивая 300 Вт на канал при 8 Ом и 400 Вт при 4 Ом.
Преимущества перед компактными дисками
Диск – более новое изобретение, по сравнению с ленточкой в пластмассовом корпусе. Поэтому естественно, что у него больше преимуществ, среди которых можно назвать размер, универсальность и идеально чистое звучание.
Но это превосходство не абсолютное. Ведь есть что-то особенное в шуме от перематывания пленки, в скрипе ракорды и щелчке стопа, который извещает о конце альбома.
Компакт-диск можно вставить в любой дисковод, но звук не будет отличаться от треков с Интернета. Именно атмосфера и воспоминания о прошлом приравнивают кассеты к виниловым пластинкам в граммофоне.
Современные производители техники подыгрывают новой моде. Они выпускают деки, делая их дизайн более стильным: меньше пластмассы, больше алюминия и толстого стекла, которое открывает внутренности аппарата. Есть также интересные модели с выдвигаемой панелью управления и варианты с радио.