Игровая терапия при работе с детьми

Требования к Слушателям

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.  
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Игротерапия для детей

Игра является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у индивида на протяжении жизни. С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у ребенка. Также она является главным методом обучения для ребенка. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем негативные эмоции.

Игротерапия являет собой ответвление арт-терапии, оказание помощи и достижение психологического комфорта индивидом посредством игровой деятельности. Она представляет собой довольно эффективный коррекционный метод для работы с малышами, имеющими абсолютно разные психические особенности. Данный метод не рекомендуется практиковать в работе с индивидами, страдающими полным аутизмом или неконтактной !шизофренией. Игровую терапию применяют:

— при травмах психологического характера, связанных с разводом родителей;

— для улучшения успеваемости детей при трудностях в учебе;

— для коррекции агрессивного и тревожного поведения;

— для профилактики и лечения различных фобий, детских страхов;

— при умственной отсталости и задержках в психическом развитии для ускорения развития;

— при заикании и многих других проблемах.

При выборе методов игротерапии нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия и из того, насколько устойчивы показатели результативности воздействия на индивида именно игровой терапии.

В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружением в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, сдвигах, проистекающих в самосознании, улучшении психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения. Так, например, игротерапия общения заключается в занятиях подвижного характера, которые помогают выстраивать положительные, эмоционально теплые взаимоотношения с детьми. Занятия игротерапией не требуют специфического оборудования, а ее техники носят больше интуитивный характер.

М. Панфилова, разработчик методов игротерапии, доказала, что посредством игр малыша можно обучить правильному построению диалога, снизить его гиперактивность. Игротерапия Панфилова представляет собой комплекс современных психотерапевтических методик, состоящий из игровой терапии, сказкотерапии, метода беседы, арт-терапии, телесной терапии, элементов психодрамы, жетонной терапии и др.

Кому может помочь

Этот метод универсален, существует игротерапия и для взрослых, которые с ее помощью также «проживают» неприятные эмоции или избавляются от стресса. Но если «домашняя игротерапия» может проводиться с любым ребенком, то профессиональная — требует обязательно обращения к специалисту, который, как правило, «работает» с определенными проблемами, так как именно при их наличии игротерапия является максимально эффективной. Так, игровая терапия с тревожными детьми имеет свои особенности, также как и игротерапия с детьми с отставанием в развитии или психотравмой.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Гештальт-терепия: что такое гештальт, принципы и суть, защитные механизмы, молитва

Это могут быть психические и поведенческие расстройства, проявляющиеся:

  • Агрессивностью,
  • Страхами
  • Тревожностью
  • Трудностями в общении со сверстниками и взрослыми
  • Низкой успеваемостью
  • Заиканием
  • Энурезом
  • Другими проблемами.

С такими нарушениями поведения и расстройствами сталкиваются множество детей, которые пережили стресс из-за развода родителей, потери близкого человека, переезда, жестокого обращения, ставшие свидетелями какого-то психотравмирующего события и так далее.

Игровая терапия с тревожными детьми помогает не только снизить уровень негативных эмоций, но обнаружить их источник, а это иногда бывает гораздо важнее – в случае семейного насилия, жесткого обращения с детьми в образовательных учреждениях и так далее.

Игротерапия используется как метод коррекции поведения и обучения новым навыкам у детей с особенностями развития и нарушением соцадаптации. Этот метод применяется при всех видах психического расстройства, исключая глубокий аутизм и шизофрению. С помощью игротерапии детям с особенностями развития прививают важнейшие бытовые навыки, учат взаимодействию с другими людьми, а также проявлению своих эмоций. Но терапию таких детей должен проводить только специалист с образованием и навыками работы. Самостоятельно родители и лица, занимающиеся развитием ребенка могут проводить элементы игротерапии в виде обучения бытовым навыкам, но не коррекционную работу.

Сегодня игровая терапия рекомендована к применению с 2-х лет. Игротерапия в детском саду помогает решить проблемы адаптации ребенка, учит детей взаимодействию и навыкам общения. Ее может проводить как детский психолог, так и воспитатель, получивший соответственное образование.

Игротерапия в детском саду

Игротерапия становится очень важной в период, когда ребенок ходит в детский сад. Именно с 2-летнего возраста можно заниматься коррекцией его поведения. В процессе ребенок получает новые знания и обучается новым навыкам

Более того, происходит коррекция его эмоциональной сферы и поведения. Все пробелы, которые были созданы родителями, теперь устраняются в процессе игры

В процессе ребенок получает новые знания и обучается новым навыкам. Более того, происходит коррекция его эмоциональной сферы и поведения. Все пробелы, которые были созданы родителями, теперь устраняются в процессе игры.

Ребенок должен чувствовать себя психологически комфортно. Терапевт направляет игровую деятельность в трех направлениях:

  1. Обучение детей дружеским отношениям друг с другом.
  2. Утверждение «Я» для самого ребенка.
  3. Развитие уважения у детей в отношении чужих «Я».

Процесс должен нравиться ребенку. Только в таком случае возможно ему помочь в преодолении его собственных зажимов и комплексов, которые уже были сформированы. У каждого ребенка имеются различные страхи, которые не проходят лишь потому, что ему не позволяется с ними справляться, преодолевать, решать. В кругу, где постоянно пребывает ребенок, создаются все условия для создания зажимов и страхов. В игровой терапии предлагаются условия, где малыш сможет от них избавиться.

Примерами игр являются:

  • «Кошки-мышки». Выбирается один игрок, который будет играть кота/кошку. Все остальные будут мышками. Они пищат и бегают, пока кот/кошка спит. Как только кот/кошка просыпается, мыши разбегаются по домикам, чтобы не быть пойманными.
  • «Дочки-матери». Ребенок играет в куклы, где обычно проигрывает обстановку внутри своей семьи.

Способы использования

Сказкотерапевт может применять данный метод по-разному, отличия зависят от возраста клиента и глубины проблемы. Наиболее распространены в практике следующие способы:

  1. Использование готового сюжета. Чтение сказки сопровождается ее подробным анализом и выводами.
  2. Создание специалистом конкретной истории для клиента, основанной на его персональной проблеме.
  3. Написание ребенком или взрослым собственной сказки, в процессе повествования которой он осознает свою проблему и отыщет способы ее решения.
  4. Театральная постановка рассказа, готового или составленного самостоятельно.

Возможности игротерапии

Возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

Если ребенку дать время и возможность играть, то он, в соответствии с возрастом, самостоятельно разворачивает игру, от простейших игр с напряжением до сложнейших интеллектуальных игр.

Но, к сожалению, в настоящее время педагоги все больше сталкиваются с тем, что дети не способны самостоятельно развернуть игру, развить сюжет.

Ученые выделяют пять причин, которые мешают детям научиться играть:

  1. Взрослые не поддерживают детские игры
  2. В детских садах недостаточно предметов, которые можно по-разному использовать в игре
  3. У детей нет возможности организовать пространство таким образом, чтобы мебель можно было использовать в игру
  4. В школьном расписании нет места играм
  5. Учителя не понимают «шумных игр».

На помощь к таким детям приходит игротерапевт, помогающий развернуть игру и справится с проблемами, возникающими у ребенка.

Игротерапия хорошо помогает при:

  • повышенной тревожности ребенка или взрослого;
  • повышенной агрессивности;
  • страхах разной природы;
  • низкой самооценки ребенка или, наоборот, если самооценка ребенка сильно завышена;
  • боязни неудач; укрепление собственного Я ребенка и развитие чувства самоценности;
  • замкнутости и не желании общаться;
  • переживаниях, связанных с разводом родителей;
  • непослушании или сверхпослушании ребенка;
  • проблемах с учебой;
  • и многих других проблемах.

В процессе работы игровой терапии ваш ребенок

  • станет более доброжелательным, спокойным, счастливым и жизнерадостным;
  • станет более собранным и организованным;
  • восстановится доверие и наладится контакт со взрослым и сверстникам;
  • повысит самооценку;
  • уменьшится тревожность и страхи;
  • улучшится физическое здоровье ребенка – координация, ловкость и сноровка.

В нашем Центре ведет прием талантливый игротерапевт Михаил Сухотин, который способен разговорить в игре даже самых несговорчивых детей.

Узнать время приема и записаться можно у администраторов Центра по телефону +7 925 529-65-66.

Упражнения

В изотерапии используются самые разные упражнения. Их можно выполнять как под руководством опытного психолога, так и просто родителей, воспитателей, педагогов. Взрослые могут применять их самостоятельно для оценки и коррекции собственного психоэмоционального состояния.

Примеры упражнений изотерапии с педагогами для работы с детьми в детском саду и начальной школе:

Марание

Малышам предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками. Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным. Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает.

Монотипия

Нарисовать на стекле любой образ с помощью акварельных красок. Не дав им высохнуть, приложить к стеклу лист бумаги, прижать. Дорисовать полученный отпечаток. Дать ему название. Придумать про него историю.

Пластилиновая аппликация

Пластилин разминается в руках до тёплого и мягкого состояния. Раскатывается по листу плотного картона в виде рисунка. Украшается бисером, крупинками, зёрнами, макаронами методом их вдавливания в пластилин.

Рисование историй

Взрослый задаёт какую-либо тему (максимально обобщённую, чтобы она не сильно ограничивала свободу творчества ребёнка) для рисунка. После окончания работы необходимо описать изображённое.

Каракули

Упражнение, похожее на предыдущее, но более целенаправленное. Может применяться в изотерапии для взрослых. Предлагается без всякой задумки поводить карандашом по бумаге. Затем вглядеться в получившийся рисунок и попытаться увидеть в нём очертания какого-либо образа, а далее дорисовать его «до ума» красками.

Кляксография

Применяется в арт-терапии для гиперактивных и раздражительных детей. На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.

Взрослым можно порекомендовать использовать такую методику, как мандала — это рисунок в круге. Его психологический эффект раскрыл К. Юнг, отмечая, что раскрашивание этих специфических узоров успокаивает, снимает стресс и восстанавливает в душе гармонию.

Изотерапия по праву считается одним из самых эффективных и популярных направлений в арт-терапии. Доказано, что люди на занятиях с психологом гораздо охотнее что-нибудь рисуют, нежели поют, танцуют или сочиняют стихи. Это позволяет наладить тесный контакт со специалистом и вскрыть те внутренние нарывы, которые мешают жить.

О других терапевтических методиках используемых в психологии и психотерапии читайте в статьях:

  • Игротерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкотерапия

Вам также может быть интересно:

Важность игры для развития ребенка и взрослого

Научиться играть — гораздо важнее, чем получить какие-то фактические знания, хотя родители и воспитатели часто считают наоборот.

Ученый Джон Байерс проанализировал, как влияет игра животных на развитие их мозга

Результат: чем чаще животные играют, тем сильнее у них развит лобный отдел коры головного мозга — совершенствуются когнитивные функции: способность планировать, выделять важное, осознавать и организовывать свои чувства и мысли

Кроме того, развиваются участки мозга, отвечающие за чувство музыкального ритма, обработку речи, внимание и мн. др

В других исследованиях было показано, что в игре дети учатся исследовать и решать проблемы и, вырастая, становятся людьми, которые видят возможности и альтернативы там, где остальные видят глухую стену.

Удовольствие от игры связано с удовольствием от жизни, которое, в свою очередь, связано с удовольствием учиться и узнавать новое»

Приведенные выше ссылки из работы Илва Андерссон, Профессора Стокгольмского университета—руководителя проекта «Дети, которые не играют» https://mel.fm/games/2896017-children_play

Развитие игры

Поскольку наш центр в своей работе опирается на теорию построения движений Н.А.Бернштейна, то и на развитие игры можно посмотреть с точки зрения уровней построения движений.

Игры с опорой на уровень А

Это разнообразные виды игр с напряжением – «Фигура замри». «Пластилиновая кула» и многие другие. А также игры с эмоциональным напряжением – «Коза рогатая», «Кошка добрая и кошка злая» и др.

Игры уровня В – это 1. игры со свойствами предметов и 2. игры с телом.

Игры со свойствами предметов – песок, вода, листья… — потрясти, разорвать, размять.. Игры с телом – покакачаться на полу, поползать, побегать, потолкаться… «Куча-мала», беготня стайкой и т.п.

Игра уровня С – это бытовая игра по подражанию.

Здесь наибольшим интересом долго пользуются мамина косметичка и кухонная утварь, папины инструменты.

 «Детям нравится повторять за взрослыми, так   как они хотят стать важной частью реального мира. Современное   общество сильно преувеличивает важность вымысла и фантазии для детей»

https://www.sciencenews.org/article/kids-play-fantasy-reality

Основные темы игры – Дом и все то, что происходит в   доме; Охота (салочки), Украшательство, Собирательство,   Границы, Мое/Твое, Свои/Чужие.   Любопытство на более высоких уровнях становится   основой науки и творчества.

Появляется и отыгрывается интонированное звучание,   еще не речь, то, что логопеды называют   просодика.

С этого уровня в социальном взаимодействии   появляется очередность – я постучал – ты постучал, я позвучал – ты позвучал,   я  поиграл — ты поиграл… Позже, очередность станет основой диалога.

Игра уровня D – это сюжетно-ролевая игра.

«В племенах охотников и собирателей почти нет разницы между игрой и работой, потому что во время игры дети репетируют взрослые роли» – объясняет антрополог Адам Бойетт (Adam Boyette).

Здесь появляются целостные схемы привычных нам ситуаций — дочки-матери, в доктора, в магазин и т. п.; отыгрываются разнообразные ситуации ссор и примирений, проявления и усмирения агрессии и многие другие.

Элементы планирования — нужно договориться, во что именно мы играем.  Появляются и отрабатываются правила игры.

Игры уровней Е – игры мышления и интеллекта.

У детей, одновременно с вступлением в работу уровней Е, начинается игра со словом, так хорошо описанная у К. И. Чуковского в книге «От двух до пяти».

Чтение на раннем этапе развития формируется как игра – как совместное с автором погружение в одну идею, одну фантазию, отождествление себя с тем или иным героем.

В групповых играх уровней Е отрабатываются разнообразные возможности группового поведения.

Методы сказкотерапии

  • Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
  • Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
  • Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
  • Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

История развития

На возникновение и становление сказкотерапии, как самостоятельного явления, значительно повлияли труды Д. Эльконина и Л. Выготского. Теория обобщает исследовательский опыт К. Юнга, Б. Беттельхейма и идеи Э. Фромма и Э. Берна. История использования терапевтических сказок отсылает к таким известным в отечественной психологии именам, как А. Гнездилов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков, Н. Сакович и Н.Киселева. Значимой датой для России считают 1997 год, когда в Санкт-Петербурге открыли Институт сказкотерапии.

https://youtube.com/watch?v=mmOvvJwrs6o

Сегодня активно используют этот подход в педагогической и психотерапевтической практике. Также он может давать положительные результаты в режиссуре, актерской игре и в других творческих профессиях. Спрос дает толчок к созданию множества терапевтических программ Т. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Лисиной и др.

М. Осорина в настоящее время изучает детскую субкультуру и истории-страшилки. Ведь пугающие рассказы могут давать отличные результаты в работе над детскими страхами. Накопленный в отечественной психологии опыт пригодился дошкольным и школьным учреждениям, центрам реабилитации инвалидов и учреждениям для подростков с отклоняющимся поведением.

Что входит в программу

Практические задания и кейсы

Лекции от экспертов-практиков (текстовые и видеолекции)

3 модуля, 9 тем:

Модуль I. Детская игра: обзор с позиции психологической теории

1. Детская игра: история возникновения, цель

2. Понятия «роль» и «сюжет». Возникновение и анализ

3. Современные теории детской игры: обзор и анализ

Модуль II. Игровая терапия: технология и сложности

4. Оборудование комнаты для игровой терапии

5. Старт в игровой терапии

6. Проблемные зоны в игровой терапии

7. Ограничения в игровой терапии

Модуль III. Личность специалиста, практика игровой терапии

8. Особенности личности специалиста по игровой терапии, цель терапевтических отношений

9. Анализ случая

Общение с экспертами, консультации по дисциплинам программы

Тестирование по каждой дисциплине

Полезные материалы для работы

Виды и формы занятий

Существует множество критериев, согласно которым производится классификация методов игротерапии. Так, в зависимости от той позиции, которую занимают во время занятий взрослые, она бывает:

  1. Директивной. Подобная игротерапия представляет собой направленный процесс. В нем взрослый для ребенка является организатором. Маленькому пациенту при этом предлагаются уже готовые варианты решений предложенной проблемы. В процессе игры ребенок самостоятельно приходит к пониманию собственных конфликтов и себя.
  2. Недирективной. Эта игровая терапия является ненаправленной. Во время ее проведения задача взрослого состоит в том, чтобы постараться не вмешиваться в занятие, создав при этом вокруг маленького пациента теплую и уютную атмосферу доверия и надежности.

Различают игротерапию и по той структуре, которой обладают материалы для ее проведения. При этом занятия бывают:

  1. Структурированными. Эти игры применяют во время работы с детьми, возраст которых находится в пределах от 4 до 12 лет. Все действия при этом являются провоцированием открытого выражения агрессии (при использовании игрушечного оружия), выражением непосредственного желания (при использовании фигурок людей), способом развития коммуникативных навыков (в форме забав с машинами, поездами и телефоном).
  2. Неструктурированными. Такая игра при терапии для дошкольников может представлять собой спортивные упражнения и подвижные занятия, работу с пластилином, глиной, водой, песком и т. д. Все это позволяет ребенку косвенно выразить свои чувства, из-за чего у малыша возникает чувство свободы.

Выделяют различные виды игротерапии и по форме, которая была применена при организации процесса. В этом перечне находятся занятия:

  • групповые;
  • индивидуальные.

Какой из видов игротерапирии лучше всего использовать психологам?

Тот, который позволит найти оптимальный путь для решения поставленных задач и достижения необходимых целей, стоящих перед специалистами.

С чего начать

Необходимо помнить, что малыш всецело доверяет своим родителям, с большой радостью будет играть с мамой или папой. Родители, прежде чем начать играть, должны усвоить несколько простых истин, которые помогут несмышленышу получить максимальную пользу от игротерапии:

Малыш — это полноценная личность, которую надо принимать целиком и полностью.
Уважайте, принимайте во внимание желания маленького человечка.
Никогда не заставляйте кроху силой или угрозами играть.
Атмосфера по время игры должна быть жизнерадостной, нести позитивное настроение.
Следите за эмоциональной нагрузкой, испытываемой крохой.

Наблюдайте за самочувствием чада. Если непоседа стал отвлекаться, зевать, тереть глазки или капризничать — сразу прекращайте игру. Предложите малышу сменить вид деятельности. Например, выйти на прогулку. А может, кроха устал от интенсивных занятий, тогда малыша лучше всего уложить немного поспать. Иногда несмышленыш начинает вести себя слишком активно. Повышенная возбудимость, гиперактивность — тоже повод сменить вид деятельности на более спокойный.

Творческие игры, такие как рисование, лепка — требуют усидчивости непоседы. Однако дошколята не любят долго сидеть на одном месте. Родителям следует чередовать спокойные игры и активные ролевые: «дочки-матери», игра во врача или чаепитие с куклами.

Обычно занятия начинаются с рисования. Попросите свое чадо нарисовать дом, семью. Вместе с дошкольником раскрашивайте цветы и листочки на деревьях. Интересуйтесь во время рисования, почему кроха так нарисовал маму, папу, такие выбрал наряды для них. Детали рисунка могут многое подсказать внимательным родителям. Наличие черной, серой, коричневой красок говорит о том, что кроха чувствует себя дома тревожно, чего-то опасается. Возможно, на маленького человечка так воздействует неблагоприятная обстановка в семье.

Игра с игрушками тоже открывает истинное отношение малыша к семье, окружающей обстановке. Если куклы не имеют имен, или кроха называет их оскорбительными словами: лохматая неумеха, дурочка, бестолочь — родителям стоит задуматься о своем отношении к подрастающему поколению. Иногда дошкольник устраивает драки среди кукол, имитирует аварии машинок, игрушки у малыша общаются только с помощью крика, ругани.

Все это симптомы — не только проблемы с восприятием окружающей действительности, они демонстрируют проблемы в самой семье несмышленыша. Ведь чаще всего психические проблемы детей имеют корни в семейном воспитании. И коррекции тогда надо подвергать не только поведение чада, но и переосмысление собственного поведения взрослых.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Приветствие детей.

2. Присоединение к занятию.

Проводится игра «Давайте поздороваемся». (Каждый ребёнок приветствует кого-то (по личному выбору) из класса один раз, при этом он произносит пожелания.)

3. Актуализация знаний.

Проводится игра «Мозговой штурм».

— Что каждому человеку необходимо для счастья?

— Любовь, родители, образование, чистая природа, небо, солнце, воздух, чистая вода, уважение, друзья, родные, дружба, здоровье.

(Психолог ответы детей записывает да доске)

— Может ли человек быть счастливым, если у него есть проблемы со здоровьем?

— Может быть, если о нём кто-то заботится.

— Есть люди с плохими привычками: курят, употребляют алкоголь, наркотические вещества. А они могут быть счастливыми?

— Нет. Они не учатся, нет у них настоящих друзей, они часто встают на преступный путь. Это больные люди. У них короткая жизнь. Они не способны любить, огорчают своих родителей.

4. Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а как вы хотите быть счастливыми? Надо ли нам для счастья всё то, что вы перечислили? (Психолог берёт мел и пытается зачеркнуть все записи на доске)

— Не надо зачёркивать. Мы хотим быть счастливыми.

5. Основной этап занятия.

• Самостоятельная работа детей.

— Ребята, нарисуйте прекрасный мир вокруг себя.

Идёт индивидуальная работа детей. (Дети рисуют по заданной теме. Психолог оказывает помощь и наблюдает за работой детей. В это время звучит аудиозапись Чайковского из цикла «Времена года»)

• Анализ работ.

Дети законченную работу располагают на доске по- своему желанию и рассказывают о том, что нарисовали. Остальные слушают и доделывают работы.

(Очень важно отследить на какое место ребёнок располагает свою работу. Это даёт представление об его ориентации в социуме (классе)

Также важно цветовое оформление каждой работы, так как это даёт диагностику психологического состояния ребёнка. Анализируется работа каждого ученика.)

6. Рефлексия.

— Возникли ли трудности? (Нет)

7. Домашнее задание.

— На следующее занятие принести альбомы, краски, кисти, баночки.

8. Итог занятия.

— Спасибо всем за работу. Вы все молодцы. До свидания.

(Дети прибирают своё рабочее место).

Л и т е р а т у р а.

• Арт-терапия. ред. -сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.

• Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.

• Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.

• Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.

• Осипова А. А.Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

• Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.

• Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001

• Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.

• Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.

• Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г.

Приложение.

Кто будет вас обучать?

Наши эксперты-практики — кандидаты наук, практикующие специалисты. Они будут помогать вам на протяжении всей программы.

Жданова Ирина Михайловна
Психолог, тренер

Басин Максим Александрович
Кандидат психологических наук

Богданова Наталья Александровна
Кандидат психологических наук

Матюшкина Елена Яковлевна
Кандидат психологических наук

Минеева Оксана Александровна
Кандидат педагогических наук

Пантюшина Ольга Игоревна
Кандидат психологических наук

Пешкова Наталья Александровна
Кандидат психологических наук

Пузикова Ольга Юрьевна
Кандидат медицинских наук

Соломатова Вера Вячеславовна
Кандидат педагогических наук

Узлов Николай Дмитриевич
Кандидат медицинских наук

Хаидов Сергей Курбанович
Кандидат психологических наук

Харланова Юлия Викторовна
Кандидат педагогических наук

Хоменко Наталья Викторовна
Эксперт в сфере трудовых отношений

Чугайнова Оксана Геннадьевна
Кандидат педагогических наук

Шайденкова Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук

Белугин Евгений Викторович
Преподаватель-практик

Бойцова Ирина Александровна
Практикующий врач невролог.

Бологова Ольга Борисовна
Преподаватель педагогических дисциплин

Вепринцева Анна Валентиновна
Ведущий специалист доврачебной помощи

Гершман Елена Дугласовна
Практический психолог

Горбунова Елена Викторовна
Практикующий учитель-логопед

Гриднева Ольга Валериевна
Учитель-дефектолог

Губарева Наталия Владимировна
Медицинский и практический психолог

Даильнева Александра Александровна
Специальный психолог, педагог-дефектолог

Деева Наталья Александровна
Кандидат психологических наук

Денисова Карина Вадимовна
Специалист в области психологии

Дермелёва Марина Владимировна
Преподаватель программ ДПО и ПО

Долженко Юлия Ростиславовна
Преподаватель педагогических дисциплин

Иванчикова Юлия Геннадьевна
Специальный психолог

Иващенко Лариса Борисовна
Эксперт в нейропсихологии

Коломейцева Лидия Владимировна
Педагог-психолог

Лебедева Надежда Николаевна
Практикующий учитель-логопед

Лоленко Елена Валентиновна
Специальный психолог

Марчук Елена Станиславовна
Педагог, специальный педагог

Никитаева Екатерина Вадимовна
Специальный психолог

Перевязко Елена Александровна
Специальный психолог

Полуэктова Ольга Геннадьевна
Преподаватель психологии

Расулова Екатерина Владимировна
Практикующий психолог

Рогацкая Маргарита Сергеевна
Специальный психолог

Русакова Наталия Васильевна
Специальный и клинический психолог

Слепова Инна Александровна
Клинический психолог

Снигур Максим Леонидович
Преподаватель программ здравоохранения

Спирина Ирина Олеговна
Магистр психологии

Стрекалова Алина Олеговна
Преподаватель дошкольной педагогики

Трофимова Юлия Александровна
Психолог

Чеснюк Ирина Васильевна
Педагог-психолог

Шопина Светлана Андреевна
Специальный психолог

Штанько Ульяна Вячеславовна
Практикующий психолог

Щекотихина Ирина Вячеславовна
Педагог-психолог высшей категории

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Песочный
  2. Сказкотерапия
  3. Активный
  4. Пассивный
  5. Куклотерапия
  6. Освобождающий
  7. Структурированный
  8. Терапия отношениями
  9. Шахматный
  10. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советчик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: