Награды и номинации
Награды
- 2009 — премия Национального совета кинокритиков США за лучший анимационный художественный фильм
- 2009 — премия Teen Choice Award за лучшую летнюю комедию
- 2009 — Специальное упоминание (Future Film Festival Digital Award) на Венецианском кинофестивале
- 2010 — «Золотой глобус» за лучший анимационный художественный фильм
- 2010 — «Золотой глобус» за лучшую оригинальную музыку (Майкл Джаккино)
- 2010 — «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм
- 2010 — «Оскар» за лучшую музыку к фильму (Майкл Джаккино)
Номинации
- 2010 — номинация на премию «Грэмми» за лучший саундтрек (Майкл Джаккино)
- 2010 — номинация на премию «Оскар» за лучший фильм
Смысл концовки
Приходя домой, Джо смотрит на предметы, которые помогли Двадцать Второй ощутить искру. Он играет на рояле и улетает в астральный мир, где с помощью Лунного Ветра отыскивает Двадцать Вторую, превратившуюся в чёрную заблудшую душу, одержимую идеей, что она неудачница и никогда не найдёт свою искру. Джо объясняет ей, что она была права и действительно нашла свою искру. Он же заблуждался по поводу того, что имеет смысл в жизни.
Друзья прощаются. Двадцать вторая, получив пропуск, отправляется воплощаться на Землю, а Джо становится на эскалатор по направлению к Великому После. Однако его останавливает один из растроганных надзирателей Джерри и предлагает герою воспользоваться шансом снова вернуться в своё тело. Герой соглашается, пообещав, что больше не будет тратить свою жизнь попусту. Счастливый конец.
У Джо в мыслях и мечтах был только джаз, в чём и убедилась Двадцать Вторая, когда находилась в его теле. Даже образ любимой девушки, похоже, мелькнул за это время всего раз. Джо был слишком эгоистичен, чтобы уделять время другим людям, своим близким и друзьям.
Мечта стать известным музыкантом и заниматься любимым делом затмевала всё. Но Джо даже не думал, что джаз, который он так любит, — это ещё больше, чем обожаемая им музыка. Двадцать вторая, не умея играть на музыкальных инструментах, показала ему, как можно «джазить»: импровизировать, лететь по жизни и радоваться ей.
Счастливая концовка даёт понять, что с героями всё будет в порядке и предоставляет зрителям поискать свой философский смысл.
Великое До и Великое После
Внезапно Джо получает от своего бывшего ученика приглашение пройти прослушивание у звезды джаза Доротеи Уильямс, на которую он производит впечатление, и его включают в концертную программу. На пути домой, на седьмом небе от счастья, Джо не смотрит под ноги, падает в люк и, кажется, умирает.
Герой оказывается на эскалаторе, который направляет души после смерти в Великое После. Не желая мириться с судьбой, Джо сбегает в другое пространство потустороннего мира — Великое До, где надзиратели готовят молодые души к воплощению на Земле. Тут будущие люди получают индивидуальные черты характера и главное — свою искру, без которой рождение в человеческом мире невозможно.
Озвучивание ролей
Русская версия
Фильм дублирован студией «Невафильм» по заказу компании «Disney Character Voices International» в 2009 году.
- Режиссёр дубляжа — Павел Урсул
- Переводчик и автор синхронного текста — Лилия Королёва
- Звукорежиссёр — Евгений Рябиков
- Звукомонтажёр — Татьяна Гожикова
- Звукорежиссёр перезаписи — Джордж Хусейнов
- Творческий консультант — Юлия Баранчук
Роли дублировали
- Армен Джигарханян — Карл Фредриксен
- Иван Чуваткин — Рассел
- Владимир Тягичев — Даг
- Александр Стефанцов — Альфа
- Дальвин Щербаков — Чарльз Ф. Мантц
- Павел Сборщиков — Бета
- Павел Урсул — Гамма
- Игорь Миркурбанов — теледиктор
- Екатерина Сибрина — маленькая Элли
- Егор Шмигельский — маленький Карл
- Алексей Жуйков — Том
- Алексей Сафиуллин — вожатый Строуч/строитель Стив
- Ксения Часовских — офицер полиции Эдит
- Владимир Майсурадзе и Тимофей Савин — Джордж и Эйджей, сотрудники дома престарелых
Английская версия
- Эдвард Аснер — Карл Фредриксен
- Джордан Нагаи — Рассел
- Боб Питерсон — Даг, Альфа
- Кристофер Пламмер — Чарльз Ф. Мантц
- Делрой Линдо — Бета
- Джерами Рэнфт — Гамма
- Элизабет Доктер — Маленькая Элли
- Джереми Лири — Маленький Карл
- Джон Ратценбергер — Том
Сюжет
Карл Фредриксен с самого детства был поклонником Чарльза Манца — исследователя Райского водопада. Тогда же, в детстве, он познакомился с соседской девочкой по имени Элли; впоследствии он женился на ней. Всю жизнь Элли хотела попасть в Южную Америку к Райскому водопаду. Однажды они с Карлом решили завести ребёнка, но после выкидыша, Элли оказалась бесплодной. Ближе к старости Карл решил реализовать её мечту попасть на Райский водопад, но она умерла незадолго до поездки. Карл поставил целью претворить своё обещание в жизнь и попасть на тепуи. Чтобы избежать сноса дома, наполненного памятью о жене, и переезда в дом престарелых, поднимает свой дом в воздух с помощью огромного количества воздушных шариков, при этом случайно захватив с собой упитанного девятилетнего скаута по имени Рассел, который отличался болтливостью, чем сильно раздражал Карла. Две противоположности вынуждены были взаимодействовать друг с другом, чтобы преодолеть множество опасностей дикой природы, противостоять неожиданным врагам и находить новых друзей, населяющих джунгли. Сначала они встречают огромную редкую птицу (вероятно, представителя семейства Фороракосовых), которую Рассел назвал Кевином. А потом они встречают пса Дага, который при помощи специального ошейника может говорить. Затем они встречают Чарльза Манца, который намерен поймать Кевина и отомстить учёным, не признавшим его открытий. В итоге, вынужденный драться со своим кумиром, Карл побеждает и после этого становится для Рассела практически как дедушка.
Создание
Образ Спенсера Трейси частично использовался при создании Карла Фредриксена
Пит Доктер начал писать сценарий для мультфильма ещё в 2004 году. Идея о летающем доме символизирует попытку уйти от реальности, вызывающей большое раздражение, причина которого кроется в нарастающих социальных проблемах.
Однако сценарий значительно изменился во время работы. В первой версии действие происходило в летающем замке, который утратил все связи с миром. В замке жил король с двумя сыновьями, которые боролись за право унаследовать королевство. Однажды принцы упали на землю и, пытаясь вернуться, они сталкиваются с разными приключениями, испытаниями и существами (например, гигантской птицей). От изначального варианта остались только птица и название «Вверх».
Актёр и сценарист Томас Маккарти помогал Доктеру и Бобу Питерсону в написании истории около трех месяцев.
Пожилой человек в качестве главного героя был выбран Доктером после того, как он нарисовал картинку, на которой был изображен раздраженный старик с улыбающимися воздушными шариками. Томас и Боб посчитали, что пожилой человек в качестве протагониста может лечь в основу разного рода шуток, так как пожилые люди руководствуются своим жизненным опытом и обладают тем самым установившимся взглядом на жизнь. Доктер не был заинтересован в том, чтобы использовать пожилого человека в качестве протагониста, посчитав, что дети будут относиться к Карлу так же, как они относятся к собственным бабушкам и дедушкам.
Доктер отметил, что фильм отражает его дружбу с такими ветеранами компании Дисней, как Фрэнк Томас, Олли Джонстон и Джо Грант (которым посвящён мультфильм и которые умерли до его выхода). Перед своей смертью в 2005 году Джо Грант успел прочитать сценарий, который ему понравился, и дал несколько своих советов. Именно драматическая завязка, связанная с переживаниями Карла по своей покойной жене, была одним из его советов. Образ Карла был скопирован со Спенсера Трейси, Уолтера Маттау, Джеймса Уитмора и c их собственных прародителей, потому что, как отметил режиссёр, они были нечто большим, чем просто ворчливые старики. Доктер и Джонас Ривера отметили очаровательный характер Карла: «Несмотря на его раздражительность, присущую пожилым людям, в нём есть что-то очаровательное и конечно же умение говорить с людьми так, как себе более молодые люди не позволили бы. Это как ходить на обед с Джо Грантом, который мог позволить себе назвать официантку „дорогушей“.».
В первоначальном варианте сценария Карл должен был отправить свою жену в небо, что было по меньшей мере странным и не имело твердую мотивацию, поэтому сценаристы начали думать над целью более плотно. В результате в сценарий было добавлено путешествие в Южную Америку. Выбор Южной Америки был не случаен и был отчасти связан с любовью Доктера к тропическим местам и с желанием оставить Карла наедине с ребёнком в таком месте, где бы Карл не смог передать его социальным работникам и вынужден был бы терпеть его общество. Таким образом, ребёнок был добавлен для того, чтобы помочь Карлу выбраться из своего подавленного состояния и продолжать жить дальше.
Образ говорящего пса Дага был придуман, чтобы показать иное видение на то, о чём думают собаки. Для того, чтобы адекватно изобразить поведение собак, в том числе и язык тела, актёры и аниматоры консультировались у собачьего тренера и специалиста по поведению Яна Данбара. Бой-скаут Рассел был добавлен в сценарий намного позже, чем Даг и Кевин; его появление, а также эпизод с попыткой сноса здания, помогли избавить сюжет от чувства «эпизодичности».
Возвращение в мир живых
Здесь Джо становится наставником для дерзкой и непослушной души Двадцать Второй, которая категорически не хочет воплощаться на Земле. Да это и невозможно, ведь она не нашла искру. Двадцать Вторая находится в Великом До уже очень давно и знает в нём самые потаённые уголки.
Одним из таких является астральное пространство, где парят души живых людей, вошедших в состояние духовного экстаза. Там с помощью своего друга по имени Лунный Ветер Двадцать Вторая помогает Джо вернуться в мир живых.
Но всё идёт не по плану: в тело Джо попадает Двадцать Вторая. Сам же музыкант оказывается в теле кота, который прилёг в больничной палате в ногах Джо. Теперь друзьям нужно спасать положение, ведь концерт, на котором выступает главный герой, должен состояться уже через несколько часов.
Кадр из мультфильма.
Метафизика
«Душа» говорит со зрителями, детьми и взрослыми, на очень серьёзную тему — тему смерти и смысла жизни. Причём делает это весело и с юмором, очень деликатно избегая любых религиозных отсылок.
Кадр из мультфильма.
Метафизический мир, который, в отличие от реального, изображается абстрактно и упрощённо, не имеет прямого отношения ни к одному из миров, описанных в эзотерической и теологической литературе. В то же время он включает в себя их характеристики. Здесь можно увидеть сходства с идеями буддизма, даосизма, христианства, произведений Роберта Монро и даже Карлоса Кастанеды. Но больше здесь, пожалуй, преобладают мысли древнегреческих и римских философов, веривших в существование некого духа, который ещё до рождения наделяет человека уникальными талантами.
Впрочем, авторы чётко прописывают законы метафизического мира и предоставляют довольно конкретное (пусть и не исчерпывающее) объяснение происходящих с героями событий. Мораль здесь тоже простая и понятная.
Жанр не даёт авторам погружаться в слишком глубокие рассуждения и придавать развлечению многогранный психологический смысл. И в этом есть своя прелесть: будь по-другому, легко можно было бы с лёгкости и доброты скатиться в депрессивные экзистенциальные проблемы человечества.
Вся соль в красоте анимации, которой Pixar всегда славились, и во внимании к деталям. Художники и режиссёры постарались сделать так, чтобы метафизический и земной миры, нарисованные по-разному, гармонировали и перекликались друг с другом. И этой цели они добились — за происходящим и там, и там интересно наблюдать. Все персонажи яркие, живые и вызывают симпатию.
Альтернативные версии
Можно, конечно, начать копать глубже и попробовать отыскать смысл, который, возможно, вовсе не закладывался авторами. Великое После перерабатывает души умерших, стирает у них память и отправляет в Великое До?
После падения в люк Джо умер и на самом деле никогда не возвращался на Землю, а всё произошедшее с ним — посмертная иллюзия?
На эти вопросы можно ответить утвердительно или отрицательно и углубиться в объяснения, но правильнее будет предположить, что всё это попросту не имеет значения. Особо скрытого смысла тут нет — мораль, которая раскрывается в концовке, подаётся на протяжении повествования постепенно, но прямо.