Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в cредние века

Что такое духовные потребности?

Духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира посредством саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству, занятия творчеством.

В основе духовных потребностей — желание человека достичь некоторой внутренней гармонии, счастья, а также состояния души, когда на общем эмоциональном фоне преобладает душевное равновесие, спокойствие и умиротворенность. При этом духовность также подразумевает познание мира, любовь, дружбу, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.

Существенный вклад в изучение природы потребностей человека сделал Абрахам Маслоу — он разработал пирамиду потребностей Маслоу. В этой пирамиде Маслоу отобразил иерархию потребностей, на самую вершину которой он поставил как раз духовные потребности.

Однако, по его мнению, человек переходит к удовлетворению потребностей более высокой ступени только тогда, когда удовлетворены потребности с нижних ступеней. Таким образом, чтобы приступить к удовлетворению духовных потребностей, человек должен удовлетворить физиологические нужны; потребность в безопасности; любви и принадлежности; признании и уважении. Именно после этого, как правило, наступает этап удовлетворения потребностей духовного плана.

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

  • как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

  • как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

  • как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Примеры духовных потребностей

Давайте рассмотрим несколько примеров духовных потребностей, разбив их на несколько крупных категорий. Итак:

1. Потребность в саморазвитии

Саморазвитие предполагает целый комплекс направлений, в рамках которых личность совершенствуется, получает новые знания и открывает перед собой новые горизонты.

Одним из основных, базовых способов удовлетворения потребности в саморазвитии является чтение. Выбирая литературу, каждый человек ориентируется на собственный комплекс представлений о том, литература какого жанра поможет ему развиваться как личности. Для кого-то таким жанром является психология, кто-то выбирает художественную литературу, а кто-то научную. При этом чтение не только способствует общему развитию, но и наталкивает личность на новые идеи, открытия, перемены в жизни.

Если Вы хотите начать читать книги, но никак не можете найти в себе мотивацию для этого, у меня есть для Вас отличная мотивирующая статья: «как заставить себя читать?«.

2. Потребность в искусстве

Искусство является одним из величайших учителей, который демонстрирует истинные проявления духовности.

Все художественные, философские, живописные, музыкальные и архитектурные шедевры различных поколений показывают, что человеческая мысль может быть невероятно глубокой и изящной, затрагивать самые глубокие аспекты человеческой жизни. При этом приобщение к духовной культуре — это не просто способ удовлетворить духовные запросы, но и способ получить эстетическое удовольствие.

В свою очередь познавательная сторона искусства, а также приобретенных с его помощью знаний, позволяет раскрыть все лучшие качества человека, а также использовать их для личного и общественного блага.

3. Поиск смысла жизни

Все думающие люди в той или иной степени склонны философствовать, особенно в самые сложные и кризисные периоды собственной жизни. Это объясняется желанием проанализировать особенности своего существования, а также поставить перед собой совершенно новые цели.

Зачастую, если человеку не удастся найти ответы на глубинные вопросы, то они будут вынуждены сталкиваться с внутренними конфликтами, которые со временем могут перерасти в апатию и депрессию. Чтобы не допускать подобных негативных проявлений психики, требуется прислушиваться к собственному внутреннему «Я», а также почаще анализировать происходящее вокруг. К тому же, помните, что не следует требовать от себя невозможного, а все поставленные цели должны быть посильными и достижимыми. В противном случае вы рискуете стать заложником собственных ожиданий.

4. Познание окружающего мира

С древних времен люди стремились познавать мир, пытаясь понять закономерности устройства окружающего их мира и пространства. Поверхностный анализ происходящих событий привел к появлению различных суеверий, мифов и верований. Древний человек объяснял практически все потусторонними силами, поскольку ему были непонятны многие явления природы. Это был самый простой способ объяснить грозу, дождь и другие события.

При этом именно тяга к знаниям позволила человечеству выйти на совершенно новый уровень эволюции, что позволяет нам продолжить совершенствовать собственную среду обитания

Каждый человек признает важность познавательной деятельности. В ходе поиска собственного жизненного пути человек пытается в первую очередь определить интересные для себя сферы изучения, а также подходящие его формы

5. Потребность в образовании

Образование – процесс усвоения некоторых систематизированных знаний, навыков и умений. При этом образование является одним из важнейших этапов становления человека, которая позволяет ему подготовиться к будущему труду и взаимодействию в обществе.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

  • искусства;

  • философии;

  • науки;

  • религии;

  • морали и пр.

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

  • стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

  • ориентация на идеальные формы;

  • глубокая нравственная традиция;

  • большая свобода творчества;

  • неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

  • хранение культурного опыта;

  • средство понимания и объяснения мира;

  • регулирование взаимодействия людей в социуме;

  • формирование общественных ценностей и идеалов;

  • воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

  • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

  • Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

  • Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

  • Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

  • Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

  • адаптация человека к окружающему миру;

  • удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

  • имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

  • чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

  • носит коммерческий характер;

  • в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

  • формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

  • произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

  • отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

  • отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

  • снижает общий уровень духовной культуры общества;

  • ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

  • рассчитана на пассивное потребление;

  • формирует стереотипы в сознании людей;

  • формирует искусственные потребности.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

  • по связи с религией — религиозная и светская;

  • по региональному признаку — культура Востока и Запада;

  • по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

  • по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

  • по связи с территорией — сельская и городская культура;

  • по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

  • по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

  • по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

Разновидности субкультур:

  • подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

  • криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

  • религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

  • этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

  • наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

  • специфический образ жизни и привычное поведение;

  • наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

  • формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

  • анархичность,

  • аполитичность,

  • нетрадиционные культурные формы,

  • нетрадиционные формы религии.

Особенности духовных потребностей

Все духовные потребности формируются непосредственно человеком, к тому же, их достаточно трудно удовлетворить, поскольку они предварительно требуют реализации всех других нужд. Еще одной проблемой является поиск занятия по душе, поскольку многие люди долго не могут определиться, какие именно творческие направления деятельности помогут им удовлетворить духовные потребности.

В целом, признаками духовных потребностей являются следующие факторы:

Формирование в сознании человека — духовные потребности не навязываются обществом, а зарождаются в душе;
Относительный характер важности — неудовлетворение их не приводит к летальному исходу (как неудовлетворение физиологических потребностей), но в то же время качество жизни без них ухудшается;
Возможность выбирать способы достижения — способ удовлетворения духовных потребностей для каждого человека абсолютно индивидуален и неповторим;
Свободное время определяет потенциал к достижению — если свободное время ограничено, то приоритет отдаётся потребностям с более низких ступеней, например, физиологическим;

Отличия духовных потребностей от материальных

Главная особенность духовных потребностей заключается в том, что если они не будут удовлетворены, то человек не умрет, а также не получит каких-либо опасных последствий для здоровья. Основные трудности будут лишь с его эмоциональным и психическим состоянием.

К тому же, существенное отличие заключается в мотивации и причинах, которые заставляют вести ту или иную деятельность. Материальные ценности всегда возникают в связи с непосредственной нуждой, что отражает сиюминутные особенности жизни. Духовные ценности определяются опираются на боле долгосрочные и фундаментальные категории.

Культура как объект потребления

Люди во все времена что-то покупали и чем-то владели, справедливо утверждают современные исследователи, но в то же время это нельзя назвать в полной мере потреблением, так как объект потребления составляют не вещи, не материальные товары, — они образуют лишь объект потребностей и их удовлетворения. Ни объем материальных благ, ни удовлетворяемость потребностей сами по себе еще не достаточны для того, чтобы определить понятие потребления; они образуют лишь его предварительное условие.

«Потребительские стимулы и запросы в современном обществе растут постоянно. Удовлетворить запросы человека в потреблении в принципе невозможно. Потребительские интересы . формируются быстрее и артикулируются в культуре гораздо отчетливее социетальных возможностей их удовлетворения. …Постиндустриальное общество даже нередко называют потребительским, и оба эпитета используют как взаимозаменяющие социологические метафоры. Деидеологизация, характерная для развитых стран второй половины XX в., нередко истолковывается как результат тотального заражения общества «духом консьюмеризма», то есть духом преобладания потребительского интереса над всеми экзистенциальными и социальными мотивами человеческой деятельности. Потребительство трактуется как универсальная социальная . сверхценность современного общества, успешно вытесняющая из массовой культуры и массового сознания остальные социокультурные мотивы человеческой деятельности и биографического проектирования» .

Для потребительского общества характерно культивирование потребительства, повышение престижности индивидуалистических стандартов мироощущения. С культурологической точки зрения важна безликость потребления, ориентация на всех сразу, а также невероятное обилие стилей.

«Эмпирические наблюдения за опытом модернизации различных стран в послевоенный период показывают, что независимо ни от каких социокультурных факторов . (географических, историко-стадиальных, этнокультурных, конфессиональных и т.д.), буквально везде мы сталкиваемся в той или иной форме с рецидивами глобальной потребительской революции, сопровождающей процессы модернизации. Благодаря этому, возможно, несложно обнаружить так много культурно-универсального в обществах так называемого «переходного» типа. Главное же, пожалуй, заключается в том, что буквально везде модернистский потребительский этос усваивается несравненно быстрее и фундаментальнее «духа демократического капитализма» — трудового этоса, предпринимательских «правил честной игры», этоса политико-демократического соучастия, кредо правового государства и т.п.»2.

Переход к массовому потреблению явился поворотным моментом XX века. В это время появляется новый тип социальной жизни и новый экономический порядок, который называют модернизацией, постиндустриальным или потребительским, обществом. Потребление стало главным содержанием общественной жизни, поэтому тот образ жизни, который начинает формироваться, стали называть «потребительством». Его смыслом является то, что престижность этого образа жизни превращается в самоцель, а смыслом погоня за лучшим и новым. Часто потребительское общество описывают как замкнутый круг «заработок — потребление», убивающий бытие личности.

Одним из первых этапов развития потребительского общества стало развитие конвейерного промышленного производства. Потребление с этих пор становится массовым. Но важнейший признак потребительского общества, связанный с социальной конструкцией идентичности членов той или иной группы, появляется с середины 50-х годов, а к концу века появляются группы, для которых потребление является стилем жизни.

Потребительское общество, сформировавшееся в 1980-х годах характеризовалось тем, что потребительство проникло во все сферы, в том числе и в экономику, социальную сферу, в культуру, — везде сказываются новые потребительские ориентации. Потребление в современном обществе становится процессом регулярного обновления вещей, в котором постоянно участвует каждый. Потребление рождает культуру потребления, вытесняет подлинную культуру и может породить кризис социализации, разочарование человека в жизни, так как более высокие потребности оказываются неудовлетворенными, снижается возможность творчества и самореализации. Потребительская культура не формирует у человека потребности в самопознании, она дает готовые рецепты, что может обесценивать жизнь, приводить к безразличию и раздражению.

Государственная культурная политика: модели поддержки потребления культурных благ

Государство занимает особое место среди субъектов культурной политики, поскольку располагает несоизмеримыми с другими субъектами возможностями воздействия на культурную жизнь. Культурная политика, являясь составной частью политики государства — специфический вид деятельности, на которую возлагается регулирование культурной жизни, которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. Таким образом, целью культурной политики является стремление сохранить или изменить мир людей, чтобы он соответствовал интересам субъекта культурной политики.

Культурная политика как одно из направлений государственной политики играет роль распределения различных ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных), координатора в формировании культурных потребностей.

Государство, задача которого является сохранение ядра культуры, проводит культурную политику за счет общественных ресурсов, с той целью, чтобы повлиять на динамику культуры и регуляцию взаимоотношений субкультур.

Роль государства в развитии культуры никогда не бывает одной и той же в различное время. В условиях общественной трансформации происходит значительное изменение во взаимоотношениях государство и культуры, преобразование структуры сектора культуры и его финансирования, — функции социокультурной политики начинают выполняться не только государством, но и другими субъектами культуры.

«Участие государства в обеспечении производства определенных товаров и услуг может быть разным, — считают исследователи управления в сфере культуры. Это: и непосредственное их производство государственными организациями; и закупка товаров и услуг, производимых негосударственными коммерческими и некоммерческими организациями; и бюджетное финансирование таких организаций; и субсидирование непосредственно потребителей, например, в форме предоставления им ваучеров — гарантий оплаты государством определенных услуг, и т.д. , Поддержка государством сфер здравоохранения, образования, культуры является его обязанностью, установленной законодательством. Но такая обязанность не тождественна обязанности обеспечивать производство соответствующих услуг или товаров исключительно государственными организациями. Возложение на государственные структуры ответственности за непосредственное производство определенных социально-культурных благ и услуг — лишь один из возможных способов выполнения указанных обязанностей» . Тем не менее государство несет обязанность заботиться о производстве определенных благ и услуг.

В концепции «мериторных благ» теоретически оправдывается необходимость государственной поддержки производства и потребления некоторых видов товаров и услуг. «Речь идет о таких благах, истинная ценность которых потребителям не известна.

2. Классификация потребностей и мотивов

Виды потребностей

Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным
основаниям.

1. По происхождению потребности делят на естественные и
культурные.

Естественные (органические) потребности — это потребности, обусловленные биологической природой человека.
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий,
необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида. Органические
потребности — потребности в кислороде, воде, продолжении рода,
самосохранении и т. д.

Культурные (социальные) потребности — это потребности, обусловленные социальной природой человека. Они
отражают его зависимость от продуктов человеческой деятельности и общения.
Культурные потребностиэто потребности, которые появились в
результате социально-исторического развития человека: филогенеза.

Однако следует отметить относительный характер деления потребностей человека
на естественные и культурные, органические и социальные. Дело в том, что все
естественные потребности человека в процессе исторического развития
значительно изменились, преобразовались, очеловечились, а значит, и
окультурились. Историческое развитие потребности выражается в том, что
меняются предметы и способы их удовлетворения. Например, удовлетворение
естественной потребности в защите от экстремальных температур (холода или
жары) у животных выражается в наличии шкуры, у человека же удовлетворение
этой потребности преобразовалось в необходимость носить одежду, то есть
естественная потребность окультурилась.

2. По предмету потребности делятся на материальные и
духовные.

Материальные потребности — потребности, которые отражают зависимость человека от предметов
материальной культуры.

Духовные потребности — потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного
сознания. Например, естественная по происхождению потребность по предмету
может быть только материальной. Культурная по происхождению потребность
может быть материальной или духовной.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению
естественных органических потребностей, в развитии же личности —
стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии
личности играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству,
восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению.

Виды мотивов

1. По степени осознанности мотивы могут быть
неосознаваемыми и осознаваемыми.

Неосознаваемые мотивы — это мотивы, при удовлетворении которых
человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности. К
неосознаваемым мотивам относятся, прежде всего, влечения и установки.

Влечение — психическое состояние, выражающее
недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую
потребность субъекта.

Установка — психическое состояние, выражающее неосознаваемую
готовность к определенным действиям, с помощью которых может быть
удовлетворена та или иная потребность.

Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными,
так и негативными, то есть подразумевают то или иное действие или отказ от
действия.

Осознаваемые мотивы — это мотивы, при удовлетворении которых
человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним
относят желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и
т. д. Осознаваемые мотивы входят в направленность личности, которую мы
рассмотрим далее.

2. По значимости в деятельности осознаваемые мотивы
делятся на мотивы-смыслы и мотивы-стимулы. Деятельность человека носит
полимотивированный характер, при этом мотивы выполняют различную роль.

Мотивы-стимулы — мотивы, побуждающие и определяющие выбор направленности деятельности и
поведения человека.

Мотивы-смыслы — мотивы, которые придают всей нашей деятельности личностный смысл.

В деятельности эти мотивы выстраиваются в определенную иерархию. Низшую
ступень в ней занимают мотивы-стимулы. Верхнюю ступень — мотивы-смыслы.
Есть и другие концепции иерархии мотивов и потребностей, например, концепции
А. Маслоу, Д. МакКлеланда и др.

Иерархическое отношение мотивов чаще всего осознается людьми в ситуации
конфликта мотивов. В жизни каждого человека нередко сталкиваются разные
мотивы, когда требуется сделать нелегкий, но важный выбор: самосохранение
или честь; убеждение или благополучие и т.д.

Далее:3. Направленность личности Вверх:Тема 6. Мотивация Назад:1. Понятия «мотивация», «потребность»,

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

  1. Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

  2. Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать  в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

  3. Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советчик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: