Загадка небулия
В 1842 году основоположник позитивизма Огюст Конт заявил, что есть вещи, которые человечеству познать не суждено, и в качестве примера привел химический состав звезд и Солнца. «Мы понимаем, как определить их форму, расстояния до них, их массу и их движения, но мы никогда не сможем ничего узнать об их химическом и минералогическом составе», — писал он. В первой половине XIX века это казалось очевидным. Ученые уже хорошо понимали, что звезды расположены очень далеко от Земли и пощупать их никак не получится.
Опыты со светом и призмой проводил еще Роджер Бэкон в XIII веке, однако правильно их интерпретировать смог только Исаак Ньютон. В книге «Оптика», вышедшей в 1704 году, он опубликовал результаты экспериментов по разложению белого света на отдельные компоненты. Фактически Ньютон получил спектры солнечного излучения и показал, что цвет — это свойство именно света, а не призмы, через которую он проходит.
Почти через 100 лет в спектре Солнца были открыты странные темные линии. Немецкий физик Йозеф Фраунгофер насчитал их более 500 штук. Но вот понять, что же это такое, до той самой работы Кирхгофа никто не мог. Оказалось, что линии однозначно характеризуют химические элементы.
Пожалуй, самым обсуждаемым на тот момент открытием стало обнаружение в атмосфере Солнца нового элемента — гелия. 18 августа 1868 года французский ученый Пьер Жансен наблюдал полное солнечное затмение в индийском городе Гунтур. Исследуя полученные спектры, он обнаружил очень яркую желтую линию, не принадлежавшую ни одному известному химическому элементу. Почти одновременно с Жансеном ее заметил и английский астроном Норман Локьер. Новый элемент назвали «гелием», от греч. hēlios — «Солнце». На Земле же его удалось обнаружить только 27 лет спустя при разложении минерала клевеита.
Например, во время наблюдения в Северной Америке затмения 7 августа 1869 года Уильям Харкнесс и Чарльз Юнг обнаружили слабенькую линию излучения в зеленой части спектра солнечной короны.
Как и в случае с гелием, эта линия не соответствовала ни одному из известных тогда веществ, и ученые логично предположили, что нашли новый элемент, который назвали «коронием». Далее последовали долгие поиски «открытого» вещества в земных минералах. Скажем, Дмитрий Менделеев полагал, что короний — это инертный газ, более легкий, чем водород, и отводил ему место в первом ряду нулевой группы в своей периодической таблице.
Кроме солнечной короны, новые химические элементы пытались искать и в объектах далекого космоса. Почти одновременно с коронием необычные линии обнаружили в спектрах так называемых планетарных туманностей. Элемент получил название «небулий» от лат. nebula — «туман, туманность».
Где летают кометы?
Сегодня любой образованный человек на вопрос о комете ответит, что она представляет собой грязный «снежный ком», который вращается вокруг Солнца по вытянутой орбите. Знаменитый хвост — это выброшенное ею вещество, газ и пыль. А кто-нибудь, быть может, вспомнит, что совсем недавно человечеству удалось посадить на ядро кометы Чурюмова — Герасименко космический аппарат.
Уже в древности люди обращали внимание на кометы, иногда появляющиеся на небосводе. Необычные, яркие, с длинными изогнутыми шлейфами, они завораживали, удивляли и пугали
Во многих культурах хвостатая звезда считалась дурным знамением и предвещала начало войн, эпидемий или голода. Людей не особенно интересовали причины происходящего на небе — важен был скрытый смысл этих явлений, наши пращуры стремились понять, что они сулят местному правителю и его народу. Но здесь, как и во многих других сферах, отличились древние эллины, которые все-таки пытались докопаться до сути вещей.
На вопрос, что же такое комета, греческие философы дали множество разных ответов. Например, последователи Пифагора считали, что эти небесные тела сродни блуждающим по небу планетам.
Сейчас это, конечно, звучит дико, но нужно учитывать, что далеко не все греческие философы занимались наблюдениями комет и многие имели смутное представление об их внешнем виде.
Самой распространенной стала точка зрения Аристотеля, рассматривавшего кометы как особое атмосферное явление. По его мнению, они возникают потому, что от Земли вверх постоянно поднимаются сухие горячие и влажные холодные испарения, которые на большой высоте сгущаются, уплотняются, а потом в результате воздействия жара Солнца и звезд образовавшиеся сгустки могут воспламеняться. В этот момент на небе и становятся видны «кометы». Когда же испарение прекращается, они постепенно затухают.
Из этой теории следует, что все кометы расположены в непосредственной близости от нашей планеты, в «подлунном мире», — вывод, очень хорошо согласующийся с космологическим учением Аристотеля, согласно которому какие-либо перемены, видимые на небе, могут происходить только недалеко от Земли. Сам же космос, или «надлунный мир», вечен и никогда не меняется.
Интересно, что сам Аристотель отнюдь не был догматиком, в отличие от многих своих последователей. Он вполне допускал, что может ошибаться и что когда-нибудь люди найдут более точное объяснение природы этих небесных объектов.
Истинные расстояния до комет только в XVI веке оценил датский астроном Тихо Браге — весьма эпатажный и вспыльчивый человек, который не боялся бросать вызовы общественному мнению, за что, бывало, дорого расплачивался. Известно, что на одной из дуэлей Браге лишился кончика носа и до конца жизни был вынужден носить протез.
В ноябре 1577 года на небе появилась яркая комета, вызвавшая, как обычно, переполох в обществе. Браге, как и многие астрономы, проводил тщательные наблюдения и фиксировал ее положение относительно звезд. Для этих целей в распоряжении ученого имелась первая в Европе обсерватория, то есть специальное здание, предназначенное только для исследований небесных тел. Называлась она Ураниборг и располагалась на острове Вен, пожалованном астроному королем Фредериком II. В то время телескопа еще не было, однако имелись инструменты, позволявшие определять положение светил с достаточной точностью.
Государственное вмешательство
Наиболее непосредственное участие правительства в делах института произошло при первоначальном назначении членов в 1795 году. Но поскольку назначенные члены составляли только одну треть членского состава, и большинство из них ранее были избраны членами соответствующих академий. при старом режиме возражений было немного. Более того, эти назначенные члены имели полную свободу назначать остальных членов института. Ожидается, что члены останутся таковыми на всю жизнь, но вмешательство имело место в нескольких случаях, когда правительство внезапно прекращало членство по политическим причинам. Другое серьезное вмешательство произошло, когда правительство отказалось признать результаты выборов в Академию. Контроль академий со стороны правительства стал очевиден в 1803 году, когда Бонапарт решил провести общую реорганизацию. Его главной заботой был не первый класс, а второй, в который входили политологи, которые были потенциальными критиками его правительства. Бонапарт полностью отменил второй класс и после нескольких изгнаний перераспределил его оставшихся членов вместе с членами третьего класса в новый Второй класс, связанный с литературой, и новый Третий класс, посвященный изящным искусствам. Тем не менее, эти отношения между Академией и правительством не были односторонними, поскольку члены ожидали выплаты гонорара.
Люди Академии
Физические науки
- Connor (2005), недостающее
Произведение цитируется дважды в тексте, но ссылка не перечисленные здесь. Неполные ссылки. - Кросленд, Морис П. (1992), Наука под контролем: Французская академия наук, 1795-1914
, Cambridge University Press, ISBN - Stéphane Шмитта, «Исследования на животных и повышение сравнительной анатомии на Парижской Королевской академии наук и вокруг в восемнадцатом веке,» Наука в контексте 29 (1), 2016, стр. 11-54.
- Строуп, Алиса (1987), Королевское финансирование парижских Académie Royale Des Sciences В 1690
, DIANE издательство,
Не следует путать с Французская академия. Визит Людовика XIV в Академию в 1671 году Французская академия наук (фр.& … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Академия (значения). Академия наук (АН) некоммерческая организация, объединяющая людей, занимающихся различными науками. Членов таких академий называют академиками. Содержание 1 Россия 1.1 … Википедия
Не следует путать с Французская академия наук … Википедия
Мост Искусств ведёт к Французской академии от Лувра Французская академия (фр. Académie Française, её не следует путать с Парижской (Французской) Академией наук), научное учреждение во Франции, целью которого является изучение французских языка и… … Википедия
Визит Людовика XIV в Академию в 1671 году Французская Академия наук (фр. Académie des sciences) научная организация, основанная в 1666 году Людовиком XIV по предложению Жан Батиста Кольбера, чтобы вдохновлять и защищать французских учёных. Она… … Википедия
Визит Людовика XIV в Академию в 1671 году Французская Академия наук (фр. Académie des sciences) научная организация, основанная в 1666 году Людовиком XIV по предложению Жан Батиста Кольбера, чтобы вдохновлять и защищать французских учёных. Она… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Академия наук. Здание Словенской академии наук и искусств на Новой площади в Любляне … Википедия
Титул одного из первых изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля» (Лион, 1571) … Википедия
Это статья об Академии Российской, занимавшейся русским языком в конце XVIII середине XIX веков. Об Академии наук того же времени см. Петербургская Академия наук. О современной Российской академии наук см. Российская академия наук. Академия … Википедия
Книги
, Э. Безу. Курс математики. Арифметика Этьенна Безу Безу Э., члена Французской академии наук Французская академия наук, экзаменатора воспитанников Артиллерийского и Морского корпусов, была переведена…
Камни с неба падать не могут!
Такое безапелляционное утверждение вы могли бы услышать, если бы оказались в обществе ученых в XVIII веке. Метеориты считались выдумкой, предрассудками, а их изучение — весьма маргинальным занятием. Но как подобное могло случиться? Ведь, казалось бы, с развитием астрономии и прочих смежных дисциплин знания о Вселенной должны были только приумножиться? Всему виной была французская Академия наук.
Железное оружие тоже встречалось — но в основном подарочные и статусные вещи, с которыми никто не рискнул бы идти в бой, ведь в случае их потери ты лишался целого состояния. Именно такой, «статусный» клинок, прикрепленный к правому бедру мумии, археологи обнаружили в гробнице фараона Тутанхамона. Ножны и рукоять были сделаны из золота, но вот само лезвие — из метеоритного железа.
В Средние века в существовании метеоритов тоже не сомневались — случаи их падения описаны в разных хрониках и летописях. Забавный эпизод произошел в конце XV века в городке Энсисхейм в Эльзасе. Множество жителей этого местечка стали свидетелями того, как на землю упало космическое тело. Немецкий сатирик Себастьян Брандт, автор поэмы «Корабль дураков», описал метеорит и его падение в листовке Der Donnerstein von Ensisheim. А живописец Альбрехт Дюрер, возможно, изобразил то же событие на обратной стороне картины «Святой Иероним в пустыне».
Сколько живут Солнце и Земля?
Вопрос оказался не из простых. И если возраст второго объекта можно оценить, прибегнув к методам геологии, то с первым все гораздо сложнее: в этом случае нам нужно сначала понять, что такое Солнце вообще и почему оно светит.
После изобретения телескопа и открытия пятен на Солнце появлялись довольно забавные предположения по поводу их природы. Например, высказывалось мнение, что наше светило представляет собой твердое тело, такую очень большую «планету», у которой по каким-то причинам сильно раскалена атмосфера. Яркий свет — это горячие облака, а те самые пятна — разрывы в облачном слое, и сквозь них видна более холодная поверхность!
Что наше светило не твердый объект, стало понятно в 1630 году, когда немецкий астроном Христофор Шейнер заметил, что пятна вращаются неравномерно, и скорость их движения зависит от гелиографической широты: чем ближе они к солнечному экватору, тем быстрее делают оборот.
Но загадка, как же светит Солнце, по-прежнему волновала умы ученых. Представления о его источнике энергии менялись по мере накопления знаний об окружающем мире.
Немецкий естествоиспытатель Роберт Майер был одним из тех, кто сформулировал закон сохранения энергии. Он полагал, что Солнце сияет за счет кинетической энергии постоянно падающих на него метеоритов. Долгое время эту гипотезу не рассматривали всерьез, хотя теперь мы знаем, что подобный процесс — аккреция — играет важную роль в эволюции звезд и планет. Но все же наш желтый карлик работает не на этом «топливе».
Текущие комитеты и рабочие группы
Постоянные академические комитеты и рабочие группы готовят рекомендации, программные заявления и академические отчеты. Некоторые из них имеют установленные законом полномочия, такие как Специальный комитет, Комитет по международным делам и Комитет по правам ученых, некоторые создаются специально Академией и официально утверждаются голосованием на сессии только для членов.
Сегодня в состав постоянных комиссий и рабочих групп академий входят:
- Постоянный академический комитет, отвечающий за двухгодичный отчет по науке и технологиям
- Постоянный академический комитет по науке, этике и обществу
- Постоянный академический комитет по окружающей среде
- Постоянный академический комитет по космическим исследованиям
- Постоянный академический комитет по науке и метрологии
- Постоянный академический комитет по истории науки и эпистемологии
- Постоянный академический комитет по вопросам науки и безопасности
- Постоянный академический комитет по естественнонаучному образованию и обучению
- Академический постоянный комитет La main à la pâte
- Постоянный академический комитет защиты прав ученых (CODHOS)
- Постоянный академический комитет по международным делам (CORI)
- Французский комитет международных научных союзов (COFUSI)
- Постоянный академический комитет по международным научно-техническим связям (КАРИСТ)
- Постоянный академический комитет развивающихся стран (COPED)
- Межакадемическая группа по развитию (GID) — ср. для дальнейшего чтения
- Академическая постоянная комиссия по закрытым депозитам
- Постоянный академический комитет терминологии и неологизмов
- Постоянный комитет Антуана Лавуазье
- Постоянный академический комитет по перспективам закупок энергии
- Специальная академическая рабочая группа по научным вычислениям
- Специальная академическая рабочая группа по материаловедению и инженерии
Медали, награды и призы
Ежегодно Академия наук вручает около 80 премий. Это включает:
- Grande Medaille , присуждается ежегодно, в ротации, в соответствующих дисциплинах каждого отделения Академии, французский или иностранного ученый , который способствовал развитию науки в решительном образе.
- Лаланд премии , награжден от 1802 до 1970, за выдающиеся достижения в области астрономии
- Вальц премии , награжден с 1877 по 1970 год , в честь достижений в области астрономии
- Ричард Лаунсбери премия , совместно с Национальной академией наук
- Приз Жака Эрбрана по математике и физике
- Приз Поля Паскаля по химии
- премии Башелия за большой вклад в математическое моделирование в области финансов
- приз Michel Mon t petit в области информатики и прикладной математики, присуждаемый с 1977 г.
- Леконт премия , присуждается ежегодно с 1886 года, признать важные открытия в области математики, физики, химии, естественной истории и медицине
- Приз Чихачева (Tchihatchef; Чихачев)
история
Героическое изображение деятельности Академии с 1698
Академия наук ведет свое происхождение плана Кольбера создать общую академию. Он выбрал небольшую группу ученых, которые встретились на 22 декабря 1666 в библиотеке короля, а затем провел там два раза в неделю рабочие встречи. Первые 30 лет существования Академии были относительно неформальным, поскольку ни уставы не были пока еще были заложены для учреждения. В отличие от своего британского коллеги , Академия была основана как орган власти. Академия, как ожидается, останется аполитичной, и избегать обсуждения религиозных и социальных проблем (Conner, 2005, стр. 385).
С 20 января 1699 года, Людовик XIV дал Обществу свои первые правила. Академия получила название Королевской академии наук
и была установлена в Лувре в Париже. После этой реформы, Академия начала издавать объем каждый год с информацией о всей работе, проделанной его членами и некрологов для членов, которые умерли. Эта реформа также кодифицированы метод, с помощью которого члены Академии могли получать пенсии за их работу. С 8 августа 1793 г. Национальной конвенция отменила все академии. С 22 августа 1795 года, Национальный институт наук и искусств
был поставлен на место, объединяющее старых академий наук, литературы и искусства, среди них Французской Академии и дез наук Academie. Почти все старые члены ранее упраздненный Académie были формально переизбрали и отвоевали свои древние места. Среди исключений был Dominique, граф де Кассини , который отказался занять его место. Членство в Академии не было ограничено ученым: в 1798 году Наполеон Бонапарт был избран членом Академии и три года спустя президента в связи с его египетской экспедиции , которая имела научную составляющую. В 1816 году вновь переименован в «Королевской академии наук» стал автономным, при формировании части ; глава государства стал его покровителем. В Второй республики , имя, возвращенное в Академии наук. В течение этого периода Академия финансировалась и подотчетен Министерству народного просвещения . Академия пришла контролировать французские законы, патент в течение восемнадцатого века, выступая в качестве связующего звена знания ремесленников к общественному достоянию. В результате академики доминировали технологические мероприятия во Франции (Conner, 2005, стр. 385). Труды Академии были опубликованы под названием Comptes Rendus де l»Академии наук
(1835-1965). Rendus Comptes
теперь серия журнал с семью названиями. В публикации можно найти на сайте Французской национальной библиотеки .
В 1818 году Французская академия наук объявила конкурс для объяснения свойств света. Инженер Френель вошел в этот конкурс, представив новую волновую теорию света . Пуассон , один из членов судейской комиссии, изучал теорию Френеля подробно. Будучи сторонником частиц-теории света, он искал способ, чтобы опровергнуть его. Пуассона считал, что он нашел изъян, когда он показывает, что теория Френеля предсказывает, что на осях яркое пятно существовало бы в тени кругового препятствия, там, где должна быть полной темнота в соответствии с частицей-теорией света. Пятно Пуассона не легко наблюдать в повседневной ситуации, так что это было только естественно Пуассон интерпретировать его как абсурд, и что он должен опровергнуть теорию Френеля. Тем не менее, глава комитета, Доминик Франсуа-Жан Араго , и который, кстати, позже стал премьер — министром Франции, решил провести эксперимент более подробно. Он формование 2-мм металлического диска со стеклянной пластиной с воском. К всеобщему удивлению, ему удалось наблюдать предсказанное пятно, которое убедило большинство ученых волновой природы света.
В течение трех веков женщины не были допущены в качестве членов Академии. Это означало, что многие женщины, ученые были исключены, в том числе двукратный лауреат Нобелевской премии Мария Кюри , лауреат Нобелевской Ирен Жолио-Кюри , математик Софи Жермен , и многих других достойных женщин — ученых. Первая женщина призналась в качестве члена — корреспондента был студент Кюри, Маргерит Перей , в 1962 году первый женский действительный членом была Ивонны Шок-Брю в 1979 году.
А где каналы?
Знаковым астрономическим событием 1877 года стало противостояние Марса. Так называется взаимное положение планет, при котором Солнце, Земля и наш космический сосед как бы выстроены в одну линию. Орбита Марса располагается дальше земной, так что один оборот он совершает почти за два года — 687 наших суток. Земля, двигаясь вокруг Солнца быстрее, будет регулярно перегонять Марс.
Но в этот год случилось так называемое великое противостояние. Оно происходит раз в 15–17 лет из-за того, что орбита Красной планеты несколько вытянута и иногда Земля догоняет соседа, когда он ближе всего подходит к Солнцу. Эти моменты оптимальны для наблюдения Марса или запуска туда космических аппаратов.
И вот, изучая Марс через телескоп, итальянский астроном Джованни Скиапарелли обнаружил странные длинные линии, образующие сложную сеть по всей планете между 60° северной и 60° южной широты. После, когда об открытии стало известно широкой публике, выяснилось, что подобные образования видят и многие другие ученые.
Так появился миф о существовании на Красной планете высокоразвитой цивилизации, которая, борясь с дефицитом воды, создала гигантскую сеть каналов для доставки влаги с полюсов в засушливые экваториальные области.
Особую роль в популяризации этих идей сыграл американский бизнесмен и астроном Персиваль Лоуэлл. Он проводил много времени, изучая Марс и собирая публикации других ученых. В результате Лоуэлл выпустил несколько книг со своими рассуждениями об особенностях марсианской цивилизации и даже предполагаемом строении местных жителей. К сожалению, многие выводы автора, весьма вольно обращавшегося с научными данными, были продиктованы исключительно его желанием непременно доказать, что соседняя планета обитаема.
Тамошняя цивилизация должна была намного превосходить нашу, поскольку им удалось покрыть буквально всю поверхность планеты каналами, которые, по мнению Лоуэлла, взору земных наблюдателей были недоступны: техника того времени этого не позволяла. А видят земляне лишь полосу орошенной и засаженной растениями почвы, в то время как сам канал узок и проходит посередине темной области. Каждую весну марсианская флора оживает, а потому в это время года там от полюса к экватору распространяется волна потемнения.
Интересно, что фотографии каналов было довольно сложно получить. Марс на них выглядел как яркий диск со светлыми и темными пятнами. Сторонники гипотезы объясняли это дрожанием земной атмосферы, из-за чего мелкие детали якобы смазывались при длительной выдержке. Но тем не менее количество каналов, которые видели наблюдатели, каждый раз выходило разным, и изготовить единую карту было проблематично. Тем более что не всем удавалось разглядеть их в принципе, даже через хорошие инструменты.
Отклонить
Хотя Академия существует и сегодня, после Первой мировой войны репутация и статус Академии были в значительной степени поставлены под сомнение. Другими словами, одним из факторов упадка был переход от меритократии к геронтократии ; переход от людей с научными способностями, возглавляющими Академию, к людям, которые руководили ею дольше. Он стал известен как своего рода «зал славы», который потерял контроль, реальный и символический, над профессиональным научным разнообразием во Франции в то время. Еще одним фактором было то, что за пять лет, с 1909 по 1914 год, финансирование научных факультетов значительно сократилось, что в конечном итоге привело к финансовому кризису во Франции.
Сегодня
Институт де Франс в Париже , где Академия размещается
Сегодня Академия — одна из пяти академий, входящих в Institut de France . Его члены избираются пожизненно. В настоящее время насчитывается 150 полноправных членов, 300 членов-корреспондентов и 120 иностранных партнеров. Они разделены на две научные группы: математические и физические науки и их приложения и химические , биологические , геологические и медицинские науки и их приложения. В настоящее время Академия выполняет пять миссий. Это поощрение научной жизни, содействие преподаванию естественных наук, передача знаний между научными сообществами, содействие международному сотрудничеству и обеспечение двойной роли экспертных знаний и рекомендаций. Французская академия наук первоначально сосредоточила свои усилия по развитию на создании подлинной евро-африканской программы совместного развития, начиная с 1997 года. С тех пор они расширили сферу своей деятельности на другие регионы мира. Постоянный комитет COPED отвечает за проекты международного развития, реализуемые Французской академией наук и ее сотрудниками. Нынешний президент COPED — Пьер Оже , вице-президент — Мишель Дельсени , а почетный президент — Франсуа Гро . Все они являются действующими членами Французской академии наук. COPED провела несколько семинаров или коллоквиумов в Париже с участием представителей африканских академий, университетов или исследовательских центров, затронув различные темы и проблемы, связанные с развитием Африки и охватывающие широкий спектр областей. В частности, высшее образование в области естественных наук и исследовательская практика в области фундаментальных и прикладных наук, которые имеют дело с различными аспектами, имеющими отношение к развитию (возобновляемые источники энергии, инфекционные заболевания, патологии животных, пищевые ресурсы, доступ к безопасной воде, сельское хозяйство, здоровье в городах и т. Д.).
Причины заблуждений современной науки
Причин такого положения современной науки немного, а вернее всего одна, из которой и вытекают все последующие. Основная — невежество, проявляющееся в отрицании существования Бога. Это приводит к неполному осознанию Всего Сущего и своей роли в Этом удивительном Творении. А неверные мотивы (гордыня, тщеславие, корысть, выгода… ) и неправильно поставленные цели (непонимание истинной цели жизни живого существа в этом мире) приводят только к пагубным последствиям.
Например, тот же мобильный телефон — очень удобное и практичное изобретение, но очень вредное для здоровья не только самого человека, синтетические моющие средства, химические добавки в еду, средства передвижения на основе двигателей внутреннего сгорания и многое прочее. Понятно, что эти все изобретения являются объективным следствием определённого уровня развития общества на тот момент и искренним желанием построить более лучшую и комфортную жизнь, но без Бога. В этом и кроются все проблемы не только современной науки, но и всего современного общества.
Яркий пример — современная медицина. Она пытается бороться с болезнями и паразитами человеческого тела, но не желая принимать Бога, у неё мало что получается. Поскольку она не готова принять тот факт древней Ведической медицины — Аюрведы, что болезнь — это результат дисгармоничного образа мышления и, соответственно, жизни человека в окружающем мире.
Именно по этой причине современная медицина находится в безвыходном положении
https://youtube.com/watch?v=UWAXpLUISrM
Фрагмент из д/ф «Угрозы современного мира. Химическая атака», 2013 г.(10:40 — 13:22 мин )
Таким образом, без принятия Абсолютной Истины очень легко потерять голову в современном море информации, сложно выработать объективные критерии, позволяющие понять, что вот это — великое достижение науки, а вот то — фантазии и невежество полуграмотного инженера, которые приведут к одним лишь страданиям.