Четыре причины опасаться носимых компьютеров

Обсессии

Обсессии рождаются независимо от желания человека, появляются внезапно, и неважно, чем занят в данный момент больной. Они, как правило, выражают размышления об опасности, вреде, риске

Избавиться от «нахальных» дум сложно. Управлению они поддаются слабо. Зацикливаясь на навязчивостях, у пациента ухудшается эмоциональное состояние. Нарастает тревожность, появляется страх, развиваются депрессия, апатия. Больные становятся раздражительными. Их настигает чувство отчаяния и бессилия: прекрасно осознавая нелепость рождаемых мыслей, справиться с ними не могут.

Пациент подавлен, возникает неуверенность в себе, снижается самооценка.

Эмоциональные нарушения влекут за собой физиологический сбой в организме. Физиологические симптомы расстройства выражаются в виде:

  • головной боли, головокружения;
  • тахикардии, одышки;
  • тошноты;
  • обморочного состояния;
  • гипергидроза;
  • расстройства пищеварения;
  • повышенного мочевыделение;
  • бледности или гиперемии кожи.

По механизму возникновения обсессии делят на элементарные и криптогенные.

Элементарные навязчивости рождаются незамедлительно после действия определяющего импульса. Причина их известна. Врач в беседе с пациентом с гипертонической болезнью в качестве отсроченной перспективы обрисовал инсульт. Пациент так впечатлился новостью, что теперь страдает от надоедливой мысли о том, что вскоре станет жертвой инсульта и умрет.

Криптогенные обсессии возникают внезапно, и, как полагает больной, лишены видимой причины. То есть, неизвестно, что могло вызвать нахальную мыслишку. На самом же деле причина есть, только бессознательно игнорируется пациентом.

Несмотря на упорство возникающих идей, человек пытается с ними бороться. Борьба проходит по двум путям: активному, пассивному. При активном сражении происходит противостояние коварным мыслям: человек боится летать на самолете, но упорно выбирает данный вид транспорта для путешествий

Пассивный путь – попытка переключить внимание на другие объекты. Избегание нежелательных размышлений

Сохранное поведение: опасаешься поездов – не езди на поезде.

Отличительные черты обсессий

Навязчивости, рождаемые в сознании больного, наделены следующими отличительными чертами:

  • возникают непроизвольно, против воли больного;
  • наличие ясного сознания;
  • мысли не исчезают под волевым воздействием человека;
  • не имеют связи с мышлением индивида, рождаясь отстраненно;
  • имеют тесную связь с эмоциональным фоном;
  • не отражаются на логике мышления, не искажают интеллектуальный уровень;
  • сохранение критики в адрес навязчивостей.

Эмоциональные потрясения при обсессивно-компульсивном расстройстве настолько сильные, что могут вызвать проблемы с восприятием. Часто случаются тактильные, вкусовые, обонятельные галлюцинации. При тяжелом течении встречаются иллюзии и зрительные галлюцинации.

Длительные, глубокие обсессии способны видоизменить черты характера личности. Человек становится мнительным, нерешительным, всего опасается. Появляется неуверенность в себе, застенчивость.

Диагностика и лечение

Если страх искажает восприятие всего, произошедшего за день, негативно влияет на личную жизнь и профессиональную деятельность, но необходимо обратиться к врачу.

Гаптофобию невозможно определить с помощью опросника, как не существует тест на гомофобию, клаустрофобию и ряд других патологий. Выявляют ее в ходе беседы с психологом, психотерапевтом. Диагноз ставится, если в течение полугода пациент испытывает такие симптомы:

  • беспокойство, страх при физическом прикосновении или мыслях о нем;
  • приступы паники, сопровождающиеся покалыванием кожи, потением, ознобом, учащением биения сердца и т. п.;
  • желание избежать ситуации, предполагающей тактильные контакты;
  • депрессию;
  • осознание иррациональности страха.

 Лечение афенфосмофобии происходит с помощью психотерапии и лекарственных препаратов. Последние (антидепрессанты и бета-антиблокаторы) снимают тревожность и гасят панику.

Основная задача психолога или психотерапевта такова: больной должен уметь справляться с беспокойством и, в конце концов, перестать боятся прикосновений. Для этого используется разговорная терапия и разные методики психотерапии:

  • когнитивно-поведенческая терапия – пациент учится по-новому мыслить и действовать, чтобы подавлять раздражение, появляющееся при касании;
  • экспозиционная терапия – больного погружают в среду, в которой он подвергается постепенно нарастающим страхам. Проходит это под контролем специалиста, поэтому опасности для больного это не представляет. Сначала это воображаемое прикосновение, а потом реальное, в толпе;
  • обучение способам релаксации и успокаивающим дыхательным упражнениям;
  • самотренинг и т.д.

Кроме этого, пациенту советуют заняться командными видами спорта, танцами – такие виды деятельности позволяют научиться  радоваться и получать удовольствие от близкого контакта с людьми.

Быстро и успешно справиться с гаптофобией можно при условии взаимной заинтересованности в выздоровлении и тесного сотрудничества  врача, больного и его родственников.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Опасность подросткового возраста

Дисморфофобия в большей степени характерна для подростков. К этому существует достаточно много предпосылок. Это, в первую очередь, гормональные изменения и физические, непривычные ощущения собственного тела. Следующий фактор – интеллектуальное развитие, также претерпевающее изменения. У подростков меняется способ мышления и восприятия. Индивидуальное сознание замещается общественным, что сказывается на таких важных аспектах, как определение социальной роли, самооценке.

Подросток плохо понимает и анализирует свои изменения. П.Б. Ганнушкин говорил, что эти сдвиги делают подростка неуклюжим, но одновременно дают ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой.

Показательно данную проблему выразил Л.Н. Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Период отрочества он описывает так: «стыдлив я был от природы. Но убежденность в собственном уродстве преувеличивала мою стыдливость. Я убежден в том, что разительное влияние на человека оказывает его наружность. А точнее, его уверенность в своей привлекательности или непривлекательности».

В подростковом возрасте выделять отдельные недостатки в собственной внешности – дело обычное. Но, в отличие от дисморфофобов, здоровые подростки не делают данную проблему центром своего естества. В итоге она уходит сама собой по мере взросления ребенка.

Жир. Вы можете заплыть жиром

В 2012 году журналисты Pittsburgh Post-Gazette проанализировали многочисленные исследования на эту тему, и пришли к смешанным выводам.

С одной стороны, существует множество игр, поощряющих физическую активность с помощью аксессуаров, вроде Xbox Kinect и Playstation Move, так и полностью задействующих моторику человека, вроде танцевальных Just Dance и Dance Central (некоторые даже худеют на 35 килограмм). Вдобавок, сейчас появляются технологии виртуальной реальности (PSVR, Oculus Rift) меняющие наше представление о том, что такое играть в игры.

С другой стороны, чаще всего гейминг подразумевает расслабленное сидение в кресле или на диване и прожимание кнопок. А, как вы знаете, исследователями доказано, что сидение без дела часами с минимальной физической активностью делает человека восприимчивым к лишнему весу и сопутствующему списку проблем, как с самооценкой, так и со здоровьем.

Последнее, впрочем, применимо и к обычным офисным работникам, а не только к геймерам.

Аспект третий: потеря эмпатии

Сейчас различные чувства принято выражать эмотиконами. Паровоз плачущих смайликов в ответ на известие о смерти близкого человека уже никого не удивляет. Такая реакция статистически нормальна. Похоже, скоро роботы смогут имитировать эмоции и заинтересованность лучше, чем сейчас это делают многие из людей.

С появлением носимых компьютеров способность сопереживать собеседнику (или хотя бы просто ощущать его настроение) только ухудшится. Только представьте: человек смотрит на вас и приязненно улыбается

Вы слегка смущаетесь и думаете, чем привлекли его внимание, но на самом деле он не видит вас в упор. Просто его взгляд в Google Glass устремлён в вашем направлении, а улыбку вызывал ролик на Youtube

К чему бояться зомби-апокалипсиса, если он уже давно наступил? Погружённые в виртуальность люди встречаются на улицах повсюду. Когда они собираются группами, это иногда выглядит забавно, однако в целом явление вызывает серьёзные опасения.

С носимыми компьютерами ситуация станет ещё «веселее».

Ваше сердце может остановиться

По сообщению CNN, 32-летний мужчина из Гонконга был найден мертвым в местном интернет-кафе. Он начал там играть 6 января 2015 года, а через трое суток — 8 января, был обнаружен мертвым сотрудниками заведения. Все это время мужчина непрерывно играл, почти не отвлекаясь на еду и отдых.

Причина смерти установлена: сердечная недостаточность, вызванная в основном полной неподвижностью, переохлаждением и физиологическим истощением из-за недостатка сна. По словам сотрудников, мужчина часто приходил играть туда на целый день.

По словам местных журналистов, другие геймеры в кафе попросту не заметили произошедшего с умершим, никто даже не понял, что тот мертв. Также они были равнодушны к вопросам со стороны полиции и медработников.

Бодрствование в течение нескольких дней создает чрезмерную нагрузку на тело человека, поэтому если у вас с рождения не все хорошо со здоровьем, эта нагрузка может оказаться фатальной для вашего сердца. Отдыхайте вовремя.

Аспект первый: снижение концентрации внимания

Речь пойдёт даже не о вождении автомобиля в очках Google Glass. Концептуально они как раз должны помогать водителю, показывая карту маршрута и вспомогательную информацию. Однако реально вполне могут отвлекать от управления, и прозрачность их здесь не оправдает. Одно дело — смотреть на дорогу, и совсем другое – воспринимать дорожную ситуацию. В целом проблема внимания гораздо шире.

Уже сейчас звонки и сообщения грубо прерывают беседу при личной встрече, мешают учёбе и работе. Если телефон ещё можно убрать или забыть, то носимый компьютер практически всегда будет с владельцем. Это уже не просто средство связи, а именно универсальный микрокомпьютер, с которым у современного человека будет связана большая часть работы и развлечений. Поэтому добровольно выключать его людям не захочется никогда.

Пока ищешь что-то в Сети, напишут в Google Talk или Skype о том, что давно ждут ответа на письмо и авторизацию в аське. Прилетит твит про новую запись в Facebook. Добавятся в друзья какие-то странные люди. Возникнет острое желание ответить на пару сотен комментариев (разумеется, их авторы кругом неправы и вообще давно не пили яда). За всей этой псевдоактивностью незаметно пройдут часы. Очнётся счастливый обладатель гаджета в пустом офисе или закрывающемся ресторане. Может быть, даже вспомнит, что приходил сюда не один.

В случае очков, подобных Google Glass, ситуация ещё хуже. Масса отвлекающей информации будет маячить буквально перед глазами.

Вы можете заработать «геймерский захват»

Даже делая перерывы и сохраняя свое тело активным между игровыми сессиями, единственный способ взаимодействия с игрой возможен через мышь или контроллер. Чаще всего игрок выполняет однотипные, повторяющиеся действия, а эффект от их постоянного использования может проявиться только через несколько лет.

Еще в 2003 году BBC сообщила, что у некоторых игроков из-за повторяющихся действий могут возникать травмы пальцев или проблемы кистей рук. В те времена на рынке царствовала Nintendo и эффект назвали нинтендонитом (не путать с туннельным синдромом запястья) — на русском языке он больше известен как «геймерский захват», хотя исследований на эту тему найти не удалось.

Западные исследователи отмечают, что этот эффект проявляется при неоднократном выполнении одного и того же движения снова и снова, например, когда вы яростно прожимаете одни и те же кнопки, отвечающие за удары в файтинге или стрельбу в шутере. Как правило, неприятные ощущения появляются в районе запястья или кисти, но могут подниматься выше до предплечий и локтей, в зависимости от конституции тела человека и стиля игры.

Причины развития

Боязнь прикосновений может возникнуть в силу внешних и внутренних факторов. К первым относят:

  • физическое и сексуальное насилие в детстве, травмирующее событие, шок. В этом случае тактильный контакт воспринимается как агрессия;
  • нарушения нервной системы – психастения, невроз навязчивых состояний;
  • специфика работы. Такой фобией в силу особенностей профессии могут страдать медики, патологоанатомы, полицейские, социальные работники;
  • расстройства личности – люди, страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, страшатся любых неконтролируемых ситуаций;
  • нарушения интеллектуального развития – умственно отсталые и аутисты негативно относятся к физическим контактам с ними;
  • страх прикосновения особ противоположного пола;
  • проявление охлофобии – боязни толпы, и мизофобии – страха микробов.

Внутренние факторы

  • неприязнь к людям определенной национальности, цвета кожи, какими-либо особенностями (национализм, расизм, гомофобия);
  • половое созревание (у мальчиков) – подросток переживает, что если он или к нему прикоснется девочка, то возбудится и это будет заметно посторонним;
  • снижение либидо, ведущее к нежеланию прикосновений партнера и отвращению к половой жизни. Сюда же можно отнести асексуальность, в котором виноват низкий уровень половых гормонов;
  • гипертрофированная брезгливость.

Аспект второй: активность в социальных сетях уводит из настоящего социума

Продолжая мысль о псевдоактивности, стоит отметить ещё один момент. Носимые компьютеры приведут к тому, что человек практически постоянно будет присутствовать в соцсетях.

Казалось бы, чего опасаться? Они появились далеко не вчера. Сегодня есть соответствующие приложения для iOS и Android. Иконки быстрого входа на Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники» у многих расположены на главном экране.

Всё так, но пока ещё от постоянного сидения в этих убивалках времени спасают только занятые руки. Смартфон или планшет надо достать и разблокировать, а затем удерживать хотя бы одной рукой. Теперь же руки станут свободнее, а в очках дополненной реальности в них вообще не будет особой необходимости.

Вы можете испортить спину

Правильная посадка и расположение монитора, удобное геймерское кресло или хотя бы диван являются основой для того, чтобы ваша спина не напрягалась во время длительного времяпрепровождения за компьютером или консолью.

Следить нужно как за верхней частью спины (не выгибать шею к монитору и не вытягивать голову вперед), так и за поясницей, когда недостаток дистанции пытаются компенсировать, подаваясь всем корпусом вперед.

В отчете, опубликованном в журнале European Spine Journal, отмечается, что видеоигры могут быть связаны с болями в спине. Из него следует, что дети, которые играют более 2 часов в день, чаще сообщают о болях в пояснице, нежели телезрители. Это и понятно, ведь для просмотра телевизора человек занимает наиболее удобную позу, в то время как гейминг требует напряжения мышц рук и головы.

Проявления обсессий

Обсессии выражаются в различных навязчивых формах.

Собственно, навязчивые мысли – это одиночные слова, фразы, предложения, песни, стихотворные выражения негативного характера, раздражающие, мешающие больному.

  • Импульсы. Сильное желание совершить неблагопристойный поступок: сидя на совещании, загорается непреодолимая тяга накричать на сотрудников. Придя в ресторан, внезапно хочется ударить официанта. Распространенным считается побуждение нанести вред близким. Появляется страх того, что импульс осуществится. В реальности неотступные желания остаются нереализованными.
  • Образы. Назойливо в яркой форме перед глазами человека всплывают нелицеприятные сцены без его желания. Пример: у мужчины перед глазами систематически всплывает картина, как его друга сбивает машина.
  • Сомнения. Всплывают на фоне уже свершившегося события: запер ли дверь, выключил ли утюг. Мужчина, отработав последний рабочий день, отправляется прямо с работы на вокзал. Здесь он сядет на поезд и поедет в санаторий, где проведет свой отпуск. По дороге на вокзал его начинают мучить сомнения, поставил ли он офис на сигнализацию. Приехал на вокзал непосредственно к отходу поезда, не имел возможности вернуться, проверить офис. По дороге в санаторий у бедняги уже родилась цепь трагических событий: офис находится в презентабельном районе, в центре города. Имеет удобное расположение, балкон, с которого легко попасть внутрь. В кабинете стоит сейф. Наверняка грабители прознали, что он едет в отпуск, кабинет будет пустовать. Для профессионалов подобрать код к сейфу очень просто. В санатории думает только о работе. Ежедневно просматривает новости, нет ли в них сообщения о краже. Звонит коллеге, чтобы узнать, как обстоят рабочие дела. Измотанный сомнениями, возвращается из отпуска раньше положенного срока. В дороге, чем ближе больной подъезжает к дому, тем сильнее его охватывала тревога, страх.
  • Агрессивные обсессии. Или контрастные мысли, касаются необоснованного чувства ненависти к родным, к любому другому человеку, объекту. Такая антипатия ничем не подкрепляется, возникает на ровном месте. Больные всеми силами отгоняют от себя подобные чувства, понимая их иррациональность. Пример: разгорание негативных чувств у священника по отношению к святым. Агрессивные навязчивости сопровождаются сильнейшим эмоциональным всплеском. Прослеживается неутомимая тяга испортить любую реплику неприятным дополнением, выкрикивать нецензурные, аморальные фразы.

В отдельную группу выделяют образные обсессии. К ним причисляются навязчивые размышления и воспоминания.

Назойливые размышления выражаются в длинном внутреннем монологе на бессмысленные темы. В голове рождается длинная цепочка умозаключений, не приводящая к продуктивным выводам.

Такие размышления настолько бестолковы, что получили название «умственная жвачка»!.

Бесплодные обсессивные рассуждения внутри себя сравнимы с резонерством. Главное отличие – критическое отношение больного к своим рассуждениям при обсессиях.

Женщина, идя по улице, размышляет: кого я встречу первого из прохожих, это будет мужчина или женщина? Если женщина, то с какой стрижкой или с длинными волосами? Возможно, первого я увижу мужчину. С какой стороны он будет идти? Подобная череда вопросов/ответов может продолжаться долго в голове пациента. Бесполезные рассуждения мешают сосредоточиться на значимых событиях.

Назойливые воспоминания заставляют человека систематически возвращаться мысленно к определенному, уже свершившемуся событию, имеющему незначительный или неприятный характер.

ОКР

Клиническую картину обсессивно-компульсивного расстройства составляют навязчивые мысли и действия, возникающие независимо от воли человека. Они доставляют массу неудобств, порой полностью нарушая нормальное существование индивида. Надоедливые мысли больной пытается искоренить с помощью навязчивых действий, в итоге образуя замкнутый круг.

По течению выделяют 3 формы расстройства:

  • эпизодическая – возникает однократно, но длится от нескольких недель до нескольких лет;
  • хроническая – постоянное течение, с обострениями и ремиссиями;
  • прогрессирующая – с нарастанием симптоматики.

Расстройство отличает постоянное присутствие упрямых мыслей, провоцирующих тревогу. За ними следуют овладевающие действия – ритуалы, призванные снизить тревожный коэффициент. Они на несколько минут приносят облегчение, и создается впечатление, что тревожность ушла. Такое ощущение обманчиво, поскольку навязчивости вскоре возвращаются. Больной вновь начинает ощущать непреодолимые терзания против своей воли.

Люди с ОКР очень страдают от своих неотступных мыслей, пытаются противостоять им, что является безуспешным. Классическим примером становится ситуация, когда человека постоянно окутывают размышления о возможности подхватить страшную инфекцию. Страшась этого, индивид ищет способы избежать такой участи: часто моет руки, ручки дверей протирает антибактериальными салфетками. В людных местах надевает маску. Овощи, фрукты моет водой с мылом, очень тщательно, зелень перемывает по каждому листу.

Расстройство проявляется в нескольких вариациях:

  • присутствие исключительно навязчивых мыслей – обсессий;
  • присутствие исключительно навязчивых действий – компульсий;
  • смешанный вариант.

При ОКР у пациента должна присутствовать хотя бы одна обсессия. Он осознает, что волнующий импульс – его собственный, не навеянный со стороны. Надоедливые мысли, действия носят неприятный характер – это важный признак расстройства.

Компульсии истощают. После исполнения ритуала больной чувствует себя обессиленным. В случае когда повторяющиеся действия не становятся для своих носителей изматывающими, приносящими страдания, ОКР исключается.

Навязчивости забирают у человека не менее часа в день. В других случаях они настолько дезорганизуют, что индивид утрачивает возможность заниматься профессиональной деятельностью, забрасывает учебу, прекращает общаться с друзьями, превращается в социофоба.

Навязчивости носят устойчивый, повторяющийся характер. Больной понимает их нелепость, пытается игнорировать, заменять другими мыслями, провоцируя прогрессирование процесса.

Михаил, 26 лет. С детства в семье присутствовала неблагоприятная обстановка: родители часто ссорились, отец физически обижал мать. Мальчик постоянно боялся сделать что-то неправильно, из-за чего приходилось проверять сделанное по несколько раз.

Расстройство у него впервые проявилось в 3 классе. Возникала надоедливая, изматывающая тяга исполнять любое действие по четыре раза: мыть руки, дергать дверь при проверке запертой квартиры. Покидая жилище, возвращался несколько раз, проверяя, выключил ли он приборы, воду.

Парень осознавал болезненность ситуации. Болезнь тем временем прогрессировала. Ритуалы занимали все больше времени. Сложив портфель перед школой, Михаил несколько раз затем перепроверял, все ли положил. На столе, парте предметы расставлял в определенной последовательности. Необходимо было до каждого дотронуться несколько раз. По дороге шел по определенной траектории. Пройдя отдельный отрезок, оборачивался проверить, не обронил ли чего.   

Дети в школе смеялись над ним за странное поведение, из-за чего вскоре мальчик стал избегать людей.

Привычный возраст заболевания – 10-30 лет. Больше ограничительных рамок для проявления болезни нет. Обсессивно-компульсивное расстройство возникает независимо от социального статуса, экономического уровня развития, пола и расы. Определенную проблему составляет тот факт, что больные обращаются за помощью в довольно запущенном состоянии. Проходит 5 и более лет с начала процветания заболевания, прежде чем пациент обратиться к специалисту.

Контакт с окружающим миром

Ощущение собственной неполноценности, ущербности отражается на настроении, мировосприятии больного, взаимоотношениях с окружающими. Дисморфофоб, как правило, находится в подавленном состоянии, неразговорчив, тревожен, проявляет некоторую нервозность.

Люди с BDD стесняются надуманного изъяна

Появляясь в людном месте, думают, что внимание окружающих направлено исключительно на них. Из-за этого больные стараются ограничивать контакты

Посторонние люди не подозревают о наличии расстройства у человека, поэтому воспринимают его как заносчивого или нелюдимого, закрытого, порой странного, называют снобом или бунтарем.

Девочка, чтобы спрятать «страшную рожу», пришла в школу с пакетом на голове. Учитель, естественно, понял ее неправильно. Решил, что она хочет сорвать урок и выгнал из класса.

Дисморфофобам сложно выстраивать взаимоотношения с людьми: заводить друзей, завязывать романтические отношения. Из-за постоянной концентрации на недостатке появляется рассеянность внимания, утрата самоконтроля. Снижается успеваемость, падает работоспособность.

Постоянные спутники больных дисморфофобией – депрессия, низкая самооценка, панические атаки, тревожность. Нередко они страдают зависимостями: алкогольной, наркотической.

Постоянное нервное напряжение, негативные эмоции, тревога изматывают больного. Не выдерживая напора, больной прибегает к попыткам самоубийства. Суицид при BDD – частое, закономерное явление.

Факторы развития и истинные причины расстройства

Выдвигается множество теорий развития дисморфофобии. Например, считается, что существует определенная комбинация генов, отвечающая за развитие ряда расстройств, в том числе BDD. Другие факторы – нарушение нейромедиаторного обмена, аномалии отдельных участков мозга. Даже существует гипотеза, объясняющая формирование расстройства в результате искажения зрительного восприятия.

Однако главная роль в развитии патологии отводится модели воспитания. Родительская любовь должна быть безусловной. Она предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками.

Редко встречаются дети, с самого маленького возраста недовольные своей внешностью

Они любимы близкими, окружены заботой и вниманием. В таких условиях малышу и в голову не придет выдумывать себе несуществующие уродства

Взрослея, ребенок, конечно, нуждается в критике, но в КОНСТРУКТИВНОЙ. Это необходимо для формирования адекватной модели мира и соответствующего поведения, правильного самовосприятия.

Проблемы начинаются, когда нарушаются принципы воспитания. Например, родители систематически кричат на ребенка, обзывая нелестными выражениями. Или мама, непонятно почему, давит на девочку: да, ты у меня не красавица, и ножки кривоваты. Но ничего, я тебя любую люблю. В итоге из девочки вырастает девушка, уверенная в том, что ее тело дефективное. Она носит юбки в пол, бесформенные балахоны, стесняется общаться с людьми, заводить знакомства

Такая девушка считает, что недостойна любви, восхищения, никогда не выйдет замуж – конечно, кто ж на такую уродину обратит внимание

К особенностям воспитания, предположительно способным стать основой для формирования BDD, относят:

перфекционизм и отметание родителями права на ошибку;
грубое, пренебрежительное отношение к ребенку. Пример: девочка в раннем возрасте лишилась родителей. Проживала со старшей сестрой, у которой на тот момент была своя семья. Девочка выполняла всю работу по дому, при этом редко слыша в свой адрес слова одобрения. Жила на правах домработницы. Очень любила племянников, ухаживала и за ними. Считала себя уродом, не имеющим возможности создать собственную семью. Была уверена, что имеет физические недостатки, отпугивающие людей, поэтому лишала себя возможности устроиться на работу. С людьми общение резко ограничивала. Выходя из дома, куталась в широкий платок;
холодность родителей, малая эмоциональность даже при доброжелательном отношении. Например, у родителя существует эмоциональный барьер

Он не может похвалить объективно ребенка за реальные успехи, просто сделать комплимент, фиксировать внимание не на недостатках, а достоинствах ребенка. Помочь ему не заострять внимание на своих недостатках, если таковые имеются, принимать себя таким, каков есть

Издержки воспитания зарождают у ребенка такие черты характера как мнительность, неуверенность в себе, перфекционизм, как заключительный штрих – низкую самооценку. Такие дети подвержены влиянию чужого мнения. Поэтому очень часто дисморфофобия развивается под воздействием неуместной реплики со стороны, критики и издевательств сверстников.

С другой стороны, немало детей, которые даже под резким негативным натиском, порой жестоким, не теряют себя, игнорируют чужое мнение. И уж, конечно, не ищут в себе мнимые недостатки. Это люди с адекватной самооценкой и реальным отношением к жизни.

Игры могут изменить несформировавшийся мозг

Очень часто дети и подростки спорят с родителями по поводу того, как долго могут играть. Часто родители запрещают играть больше пары часов и… похоже они правы.

В исследовании, поведенном европейскими учеными в 2011 году, приняло участие 150 14-летних подростков, разделенных на две группы — те, кто играет регулярно более 9 часов в неделю и те, кто меньше и нерегулярно.

Результаты были опубликованы в журнале Translational Psychiatry. Исследователи показали, что не до конца сформировавшийся мозг ребенка или подростка меняется из-за регулярного гейминга — увеличивается в размерах центр вознаграждения, отвечающий за выработку дофамина и чувство удовольствия.

Это может привести к появлению сильной «жажды игры» и стремлению играть дольше или чаще, чтобы её удовлетворить. Также увеличивается активность нейронов мозга в вентральном стриатуме (отвечает за обеспечение пищей и поведенческие реакции), когда игроки теряли деньги во время азартного процесса. Действительно, нерегулярное питание и «геймерская ярость», вызываемая проигрышем — частые знакомые любого заядлого игрока.

Не стоит забывать и о других видах воздействия на мозг. В частности, давно отмечено, что видеоигры могут вызывать эпилептические припадки. Сегодня разработчики игр имеют четкие стандарты, позволяющие определить, может ли их игра вызывать эпилепсию или нет. В последнем случае при загрузке появится предупреждающая табличка на разных языках:

Кроме того, игры провоцируют повышенную возбудимость, после чего может быть трудно заснуть как ребенку, так и взрослому. Рекомендуется прекратить игру хотя бы за час до того, как идти спать и провести это время в спокойствии.

Лечение

Многие люди, страдающие дисморфофобией, относятся критически к своему состоянию, но самостоятельно справиться с ним не могут. Мешает этому непреодолимый страх, охватывающий больного, хотя тот прекрасно осознает его бессмысленность.

Чтобы понять, нужна ли человеку помощь со стороны, и чтобы помочь себе разобраться в собственных ощущениях, больной может пройти тест на дисморфофобическое расстройство. Такой можно найти в интернете – он находится в свободном доступе.

Лечением патологии занимается врач-психиатр. Положительное воздействие оказывает на пациента прием психотропных препаратов, в частности, антидепрессантов, а также когнитивно-поведенческая психотерапия.

Очень важным аспектом, который обязательно стоит учитывать при терапии, является наличие другого расстройства. Тогда дисморфофобия становится только синдромом в рамках данной психопатологии. В первую очередь проводят лечение основного расстройства. И только затем, если BDD не проходит в рамках терапии основного заболевания, приступают к его ликвидации.

Можно приобрести зависимость от компьютерных игр

Вы, наверное, знаете, что если заниматься чем-то приятным достаточно долго, то это может стать сильной привычкой. Хорошо, если это нечто полезное, а вот если это неполезное или даже вредное, как курение и алкоголь, то можно приобрести привычку, которую будет трудно сломать.

В 2016 году CNN сообщила об исследовании Дугласа Джентиле (Douglas Gentile) психолога из университета штата Айова, который в течение десяти лет изучал геймеров. Согласно его результатам, около 8 % детей в США зависимы от видеоигр.

И хотя точного определения еще не сформулировано, по словам Джентиле от 4 до 10 % детей в развитых странах можно считать зависимыми. Джентиле считает, что причина зависимости стоит на трех китах:

Любой, кто проходил уровень из Mario или Dark Souls, обыгрывал соперников в Civilization, разбивал контроллер в хлам после неудачно пробитого пенальти в FIFA или был лучшим на скорости 400 км/ч, может засвидетельствовать, что игры вызывают настоящие эмоции.

Психолог Марк Гриффитс (Mark Griffiths), директор отдела исследований видеоигр в Университете Ноттингема, добавил, что игры поощряют игроков после прохождения уровня, выполнения задачи или достижения высоких результатов. Либо просто давая задачу и вызывая ощущение выполненного долга. А это может формировать зависимость, особенно на фоне неуспехов в реальной жизни.

  • ТОП лучших игр о постапокалипсисе. Во что поиграть перед тем, как начать строить бункер
  • Куда глаза глядят — ТОП лучших игр с открытым миром
  • 10 невероятных рекордов: трехметровый геймпад, шестилетний киберспортсмен и коллекция из 18 000 игр

Выводы

Главная причина агитации против широкого распространения носимых компьютеров заключается в том, что общество просто не готово к ним. Большинство людей обладает слабыми навыками самоконтроля и не осознаёт ситуаций, в которых использование гаджетов с развитыми коммуникативными возможностями на самом деле мешает общению. Легче всего это заметить на примере детей, но и взрослые часто ведут себя не лучше.

Всматриваться в экран смартфона во время личной встречи неприлично, однако такой распространённый способ быть одному среди толпы очевиден для окружающих и уже стал привычным. Носимые компьютеры (особенно в форме очков) делают процесс менее заметным, а его эффект – более неприятным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советчик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: