Пионер космического туризма
Всего по программе космического туризма в космосе побывали семь человек. Один из них — американец Чарльз Симони — даже дважды.
«Всех наших предыдущих клиентов мы отправили в космос на российских кораблях «Союз». На данный момент мы организовали восемь космических полетов на Международную космическую станцию. У нас также есть соглашения с компаниями Boeing и SpaceX для полетов наших клиентов на американских кораблях Starliner и Dragon соответственно», — рассказала РБК Трендам Стейси Тирн, вице-президент по коммуникациям Space Adventures.
Специалист миссии Шеннон Уокер, слева, пилот Виктор Гловер и командир Экипажа Dragon Майкл Хопкинс — все из NASA — вместе со специалистом миссии Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) Соити Ногучи в ноябре 2020 года отправились на МКС с миссией SpaceX Crew-1 из комплекса Launch Complex 39A в космическом центре NASA имени Кеннеди во Флориде
(Фото: NASA)
Ближайший туристический полет в космос на Crew Dragon назначен на октябрь 2021 года. Цена путевки — $55 млн за человека. Путешествие стало возможным благодаря открытию на Международной космической станции секции SpaceX. За логистику поездки частных граждан будет отвечать новый игрок рынка космического туризма — стартап Axiom Space. В общей сложности туристы проведут два дня в пути и восемь дней на борту с космонавтами, которые работают на орбитальной станции.
Вариант № 1 — Экспедиция на МКС
Первый и пока единственный действующий вариант туров в Космос. Фактически, турист становится космонавтом — требования к состоянию здоровья, прохождение испытаний, тренировки и правила поведения один в один совпадают с тем, через что проходят работающие на орбите космонавты. Разница лишь в том, что турист оплачивает путешествие из своего кармана и имеет право бездельничать на МКС. Именно таким образом осуществили свои «звёздные» полёты все семь космических туристов — первый, Деннис Тито, отправился в космос в 2001 г, последний (или, говоря языком суеверных покорителей неба, крайний) — Ги Лалиберте — в 2009.
Туристических стартов в космос было восемь, а вот туристов – семь. Просто один из них – скромный миллиардер Чарльз Симони – летал дважды, в 2007 и 2009. А вы говорите, дорого!
Впечатления космических туристов от полёта на МКС
И вот наступает день, когда птенец готов вывалиться из гнезда и встать на крыло. Последние несколько суток перед стартом космический турист проводит на Байконуре, чтобы одним погожим утром облачиться в скафандр, втиснуться в корабль «Союз» в компании ещё двух профессиональных космонавтов и отбыть на скорости 7,9 км/сек к вышним мирам. Кстати, с собой турист по условиям программы имеет право взять любые грузы, необходимые ему для выполнения личной программы — научной или развлекательной — это уж кто как решит. Примерно шесть часов спустя в дверь «Союза» постучат снаружи — и скорее всего это будет команда МКС, радостно встречающая гостей с Земли. Не менее 6 суток космический турист проведёт на орбите, паря, аки ангел небесный, а затем вернётся на родную планету вместе с предыдущим экипажем станции. Приземление произойдёт в спускаемом модуле того же «Союза» где-нибудь на просторах казахской степи. «Встреча в аэропорту представителями принимающей стороны», ясное дело, включена в стоимость тура, как и послеполётная реабилитация.
В список дополнительных услуг в недалёком будущем войдёт выход в открытый космос. Стоимость тура это увеличит вполовину.
Рекорды подъёма на стратостатах
В наши дни после полувекового затишья стратостаты стали вновь привлекать внимание военных. В 2011 году Lockheed Martin показала прототип беспилотного управляемого аппарата, разработанного в рамках проекта High-altitude airship
Согласно концепту он будет способен месяцами оставаться в стратосфере и выполнять боевые задачи вместе с наземными силами и спутниковыми группировками.
Подъёмы на 30 – 40 километров сегодня кажутся ещё и крайне привлекательной идеей для развития туризма. Конечно, пассажиры вряд ли проникнутся глубиной необъятного космоса и не испытают невесомости, однако такая путёвка стоит куда дешевле посещения МКС или суборбитального полёта. Сейчас называется ориентировочная стоимость в 143 тысячи долларов.
Пока ещё технология частных полётов в стратосферу находится на стадии доработки. Ранее компания успешно поднимала на расчётную высоту различную технику для мониторинга условий и регистрации динамики полёта (фото- и видеокамеры, GPS-приёмники, телекоммуникационное оборудование). В ноябре 2012 года состоялась имитация пилотируемого полёта с гуманоидным роботом Nao, разработанным компанией Aldebaran Robotics.
Первый подъём стратостата с туристами на борту запланирован на 2015 год. Ожидается, что полетят четыре пассажира и два пилота, а максимальная высота составит 36 километров, однако всё не так просто. Вспомните проект Red Bull Stratos, о котором «Компьютерра» писала в октябре 2012 г.
Это была грандиозная инициатива стоимостью порядка 50 млн долларов. Команда лучших профессионалов готовилась годами. Долго выжидали подходящих метеоусловий, использовали новейшее оборудование, технику и методики NASA. Феликс тоже был не простым туристом, а одним из самых опытных парашютистов-экстремалов, но полёт всё равно прошёл не так, как планировалось. Вместо расчётных 36 580 м высота подъёма превысила 39 км. Более того, на последнем участке капсула не тормозилась, а разгонялась из-за неожиданно сильного нагрева гелия солнечными лучами.
Опыт команды Red Bull Stratos и последующая инициатива компании Zero 2 Infinity внесли огромный вклад в современный этап развития стратосферных полётов. Он куда важнее трёх мировых рекордов и позволяет приблизить тот день, когда такие подъёмы станут регулярными и даже обычными.
Сколько стоит полет в невесомости
Стоимость полетов в российской компании ООО «Страна Космического Туризма» на Ил-76 MKД:
- Одно место в невесомом полете (включает 10-15 параболических маневров) — 280 тыс. руб. на русскоязычной версии сайта и €5 тыс. — на англоязычной;
- Корпоративная вечеринка или групповой полет (для 14 человек) с арендой всего самолета — €56 тыс.
Ближайший полет в невесомости состоится 12 апреля 2021 года.
«Космический» полет на Ил-76 МКД
Стоимость полетов в американской компании Zero Gravity Corporation (включая все налоги) на Boeing 727 G-Force One:
Одно место в невесомом полете (включает 15 параболических маневров) стоит $6,7 тыс. В сумму также включен обязательный тест на COVID-19, обед, экипировка, сертификат о полете в невесомости, фотосъемка, а также сувениры от ZERO-G. Для больших компаний компания предлагает групповые полеты. Стоимость организации такой перевозки оговаривается отдельно.
Так выглядит полет с имитацией невесомости изнутри
Вариант № 3 — Предкосмос, или полёт в стратосферу
Формально подойдя к вопросу, полёты на максимальной высоте 23-25 км нельзя считать космическими, так как условная граница космоса — так называемая линия Кармана — проходит на высоте 100 км над уровнем моря, то есть в 4 раза выше. Тем не менее, высотные полёты имеют своих почитателей — стоят относительно недорого, отправиться можно хоть завтра, впечатления же дарят поистине замечательные. И пусть нырнуть в звёздную черноту не удастся, но увидеть облака где-то далеко под собой и скруглённый к полюсам горизонт вполне реально.
Высотные полёты проводятся на отечественных истребителях МиГ-29 и МиГ-31, пространно говорить о которых нет нужды — всем и так известно, что это самые быстрые, надёжные и не имеющие конкурентов детища российского боевого самолётостроения. В кабине самолёта для туриста предназначено место второго пилота — позади первого. Тем не менее, обзор ничто не затрудняет — «фонарь» кабины прозрачный во всех направлениях. Перед туристом также расположены всевозможные приборы — высотомер, показатели перегрузки, скорости и т. д. После краткого инструктажа на земле, выбора высотного костюма и шлема и облачения в амуницию пилот и турист занимают свои места и даётся команда на взлёт. По отзывам летавших, уже на этом этапе ощущаешь, что происходит нечто необыкновенное: едешь в стеклянном куполе с панорамным обзором на пятиметровой высоте. После взлёта истребитель в мгновение ока оказывается над облаками: кажется, что только-только из-под шасси ушла земля — и вот уже внизу расстилается бесконечная белая перина. Несколько минут уйдёт на то, чтобы достичь стратосферы, и на высоте более 22 км самолёт будет рассекать «предкосмос» на сверхзвуковой скорости порядка 2500 км/ч. Будет всё: и фигуры высшего пилотажа, и головокружительные скорости, и остановка двигателя на сумасшедшей высоте, и проходы, почти чиркнув, вдоль взлётно-посадочной полосы, и вновь облака… Полёт длится около часа, и по его окончании туристу выдаётся соответствующий сертификат.
Первый космический турист в истории
Компания Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с далеких 2000-х годов. Всего с 2001 по 2009 год ей удалось осуществить мечту семи космических туристов. Первым из них стал американский мультимиллионер Деннис Тито, которому перед полетом пришлось пройти 8-месячную подготовку. Ему пришлось не только доказать свою физическую подготовленность, но и научиться управлять космическим кораблем. Мужчине даже пришлось разобраться, как проводить ручную стыковку аппарата с МКС, потому что во время полета автоматика вполне могла отказать. В ходе полета турист облетел Землю 128 раз и каждый круг стоил ему около 150 тысяч долларов. Всего за полет он заплатил 20 миллионов долларов.
Деннис Тито — первый космический турист
Как вы могли заметить, стоимость космического туризма от Space Adventures очень высока. Но компании SpaceX и Virgin Galactic очень хотят исправить ситуацию и сделать полеты в космос относительно недорогим удовольствием. Так, полет на упомянутом в начале статьи космическом корабле VSS Unity обойдется людям 250 тысяч долларов, что уже звучит не так уж и плохо. Однако, в отличие от Space Adventures, эти компании не смогут предоставить туристам возможность побывать внутри МКС. Но удивительный вид на красоты планеты Земля людям будет обеспечен.
Во сколько тысячи (или миллионов) долларов обойдется Юсаку Маэдзаве его будущий полет, пока неизвестно. Но это явно прибыльное дело для «Роскосмоса», тем более при условии, что после успешного запуска корабля Crew Dragon США отказали от его дорогостоящих услуг.
Туристические полеты NASA
В середине 2019 года NASA анонсировало открытие своей секции на Международной космической станции для туризма и других деловых мероприятий. NASA планирует отправлять туристов на МКС за $58 млн, что на $3 млн выше ценника Axiom Space.
По словам Робина Гейтса, заместителя директора МКС, в год будет проводиться до двух коротких частных миссий. Частным астронавтам будет разрешено оставаться на МКС на срок до 30 дней, путешествуя на американских космических кораблях Crew Dragon и, а CST-100 Starliner. Первый корабль уже прошел сертификацию NASA и стал первым коммерческим космическим лайнером с лицензией. Испытания корабля CST-100 Starliner от Boeing задерживаются.
Впрочем, в рамках предстоящей миссии непрофессионалов — миллиардера, поставщика медицинских услуг и случайно выбранного счастливчика — NASA предоставит только космодром. За выбор космонавтов, их экипировку и обучение будет отвечать SpaceX. Запуск запланирован на четвертый квартал 2021 года.
Ракеты SpaceX
(Фото: SpaceX / Unsplash)
Вариант № 4 — Полёт «0-гравитация»
Самый щадящий вариант приобщения к просторам Вселенной — параболический полёт на родных «Илах» или иностранных «Боингах», переоборудованных под радости невесомости и свободного падения. Собственно, к космосу такое путешествие имеет только одно отношение — отсутствие земной гравитации. В остальном же, это скорее обычный полёт на гражданском самолёте — те же высоты, тот же вид из окна. Вся фишка в его траектории, схожей с движением поезда на американских горках. В графическом изображении её можно представить в виде параболы (для тех, кто подзабыл школьный курс геометрии — высокая и узкая арка). Самолёт с туристами на борту круто взмывает вверх, набирает достаточную высоту и так же резво устремляется вниз, чуть зависнув в верхней точке параболы. Тело моментально «легчает» и тут же становится невесомым — как если бы вы тронулись вниз в кабине скоростного лифта. В реальности самолёт с ускорением падает на землю, а туристы просто свободно перемещаются внутри его корпуса. Такая искусственная невесомость длится не более 30 секунд — планета приближается стремительно, а самолёт ещё нужно успеть вывести из пике. Дальше — заход на посадку и ничем не примечательное приземление на аэродроме.
Тем, кто пока не располагает достаточными средствами для путешествия в Космос, посоветуем не расстраиваться: почувствовать себя космонавтом можно и за гораздо меньшие деньги
Обратите внимание на нашу страничку Как приобщиться к Космосу и не вылететь в трубу.
Вариант № 2 — Суборбитальный полёт
Пока не осуществлённый вариант космических туров, суборбитальный полёт позволяет, что называется, заглянуть за ширму космоса. Преимущества перед экспедицией на МКС — сравнительно низкая стоимость, менее жёсткие требования к состоянию здоровья, малое время путешествия и большая частота запусков — как минимум один в сутки. Недостаток же, пожалуй, всего один — испытать фантастические ощущения от космоса, увы, можно в течение лишь нескольких минут.
Суборбитальный полёт фактически представляет собой поездку на специальном летательном аппарате — космолёте, гибриде самолёта с космическим кораблём. С первым его роднит внешний вид, со вторым — начинка, а именно, ракетные двигатели, способные обеспечить достаточную силу тяги для вывода корабля в нижнюю часть земной орбиты. Формально космос начинается в 100 км от поверхности Земли — именно на эту высоту и доставляет туристов космолёт. Сила земного притяжения здесь чрезвычайно мала, но это ещё не орбита, на которой можно было бы закрепиться — для этого у космолёта недостаточно тяги (тем более, что двигатели выключаются примерно на высоте 80 км и весь последующий полёт проходит в тишине). Гравитация Земли постепенно берёт своё — и корабль с туристами на борту начинает неумолимо стремиться к планете. «Борьба» инженерной мысли и законов притяжения длится около 6-7 минут, в течение которых космические туристы могут испытать все радости нахождения в звёздных высях: невесомость, сумасшедшей красоты виды и в буквальном смысле неземная тишина.
Сто километров – достаточная высота, чтобы удостовериться, что Земля не лежит на спинах слонов, стоящих на гигантской черепахе – отсюда прекрасно видно скругление земной поверхности на фоне черноты космического пространства.
Когда ждать массовых полетов на космических кораблях
По прогнозу UBS, к 2030 году объем рынка космического туризма достигнет $3 млрд. Одно из перспективных направлений в этой области — использование космических аппаратов для дальних перелетов, например, из Лондона в Шанхай. SpaceX планирует заменить самолеты шаттлами и сократить время в пути с 15 часов в самолете до 40 минут на космическом корабле в ближайшие десять лет.
Однако аналитики UBS отмечают: чтобы бизнес стал успешным, компаниям придется снизить цену такого полета до цены билета бизнес-класса или даже ниже, чтобы заинтересовать клиентов.
Пока все космические туристы отправлялись с Земли на МКС, но в будущем полеты могут стать короче и дешевле. Компании Blue Origin и Virgin Galactic работают именно в таком направлении. Blue Origin планирует отправлять туристов в космос за $200–300 тыс. (вместо $55 млн) и специализироваться на суборбитальных полетах. При этом скорость летательного аппарата меньше первой космической — то есть, ее недостаточно для того, чтобы выйти на орбиту. Такие полеты дешевле и технически проще — необходимая скорость для суборбитального полета в восемь раз меньше, чем орбитальная скорость. К тому же туристам не нужно терпеть изнурительные тренировки перед полетами. В ближайшие годы именно такие полеты могут послужить толчком к росту популярности космического туризма.
Взлеты и падения покорителей стратосферы
В 1934 году 30 января стартовал стратостат «Осовиахим-1». В его экипаж вошли П. Ф. Федосеенко, И. Д. Усыскин, А. Б. Васенко. Им удалось достигнуть высоты 20 600 метров, после чего экипаж начал снижение. Однако, при снижении шара скорость сильно возросла, в результате крепления лопнули, и гондола оторвалась от воздушного шара. Это произошло на высоте полутора километров от земли. Все члены экипажа погибли, оборудование было разбито.
После «Осовиахима-1» последовала череда полетов, полных драматических, а подчас, и трагических ситуаций.
1934 год. Стратостат «СССР-2» сгорел во время заполнения шара водородом. Обошлось без жертв.
1935 год. Стратостат «СССР-1-бис» поднялся на высоту 16 000 метров. Были произведены необходимые измерения, экипаж начал снижение. Однако, шар начал стремительно терять высоту. Командир Х. Я. Зилле приказал экипажу прыгать с парашютом. Двое членов экипажа благополучно приземлились, вслед за ними мягкую посадку совершила и гондола с командиром. Удалось сохранить всю аппаратуру и результаты наблюдений.
1937 год. «Осовиахим-2». Гондола оторвалась от шара в первые же мгновения полета, это произошло на высоте 10 метров. Члены экипажа не погибли.
1938 год. Субстратостат (пилотируемый аэростат с открытой гондолой, для подъема не более чем на 12 000 метров) в окрестностях Звенигорода поднялся на высоту около 8 000 метров, где экипаж по непонятной причине погиб от удушья. Обстоятельства и причины этой трагедии не выяснены до сих пор.
1939 год. ВР-60 «Комсомол» (стратостат-парашют). Проблемы с оборудованием начались на высоте 15 000 метров. Однако, экипаж провел необходимые измерения и начал снижение. На высоте 8 000 м стало ясно, что аппарат падает. Экипаж покинул гондолу на парашютах. Упав на землю, гондола загорелась, однако приземлившиеся стратонавты успели погасить огонь. Результаты измерений были спасены.
Полеты на Луну и около нее
Space Adventures предлагают и окололунный полет. В нем будут использованы проверенные в полете российские космические аппараты. Запланировано участие двух частных лиц и одного профессионального космонавта для полета по свободной траектории вокруг обратной стороны Луны. Они окажутся в нескольких сотнях километров от ее поверхности. Любой турист, который решит присоединиться к окололунной миссии, увидит освещенную дальнюю сторону спутника, а затем станет свидетелем восхода Земли, поднимающейся над поверхностью Луны.
До конца 2021 года Space Adventures планируют отправить на МКС двух туристов на российском корабле «Союз МС». В 2023 году Space Adventures и РКК «Энергия» также отправят на МКС двух космонавтов. В ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным российским космонавтом совершит выход в открытый космос, следует из пресс-релиза «Роскосмоса». Планируется, что космический турист выйдет в открытый космос на 90–100 минут, что соответствует одному витку вокруг Земли.
Обучение такому космическому полету будет длиться несколько недель в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Подготовка к выходу в открытый космос предполагает ознакомление с работой скафандра «Орлан» и с тем, как проводится выход в открытый космос. Лучшее место для моделирования открытого космоса — подводная среда, поэтому большая часть обучения будет проходить в плавучем комплексе Звездного городка, куда погружен макет модулей МКС в полную величину. Каждый шаг процесса выхода и входа на космическую станцию в скафандре «Орлан» тщательно репетируется. Пребывание в космосе продлится примерно две недели, чтобы дать время для подготовки и выхода в открытый космос.
Скафандр «Орлан»
(Фото: International Space Station Imagery)
В 2023 полет вокруг Луны планирует совершить и миллардер Юсаку Маэдзава. Ранее бизнесмен выкупил все места на корабле SpaceX Starship для первого полета вокруг Луны и пригласил всех желающих подать заявку на отбор у себя в Twitter. Цель проекта dearMoon— позволить нескольким талантливым людям совершить полет вокруг Луны бесплатно, что, по задумке Миэдзава, должно вдохновить их на создание новых произведений искусства.
Помимо Space Adventures, планы по освоению рынка космического туризма есть у компаний Virgin Galactic (принадлежит Ричарду Брэнсону) и Blue Origin (принадлежит Джеффу Безосу). В 2019 году NASA выбрало Blue Origin и еще десять других компаний для производства прототипов космических аппаратов для высадки на Луну.
«Бюджетные полеты» в невесомости
В мире есть несколько проектов, которые на коммерческой основе предлагают туристические полеты с 2004 года на специальных самолетах во Франции, США и России — Airbus A300 Zero-G, Boeing 727 G-Force One и Ил-76 MKД. Невесомость достигается с помощью пилотажных маневров, их называют «параболы». Специально обученные пилоты выполняют пилотажные параболы и пассажиры испытывают настоящую невесомость.
Перед началом параболы самолет летит горизонтально на высоте 7,3 км. Пилот начинает направлять судно вверх, постепенно увеличивая угол наклона до 45 градусов, до высоты 9,7 км. Во время такого подъема пассажиры чувствуют тягу в 1,8 Гс. Затем самолет «отталкивается», чтобы создать невесомый сегмент параболы. В течение следующих 20-30 секунд в самолете — невесомость. Затем начинается плавный сегмент, который позволяет пассажирам стабилизироваться на полу самолета. Этот маневр повторяется 13-15 раз, каждый из которых занимает около 16 км для выполнения. В самолетах нет иллюминаторов, поэтому пассажиры не могут понять, что самолет меняет углы полета.
Так выглядит «бюджетный» космический туризм
(Фото: Air Zero G)
Для такого полета в невесомости у желающих не должно быть синусита, астмы, гипертензии, недавних операций на сердце. В процессе полета также не рекомендуется трясти головой — надо смотреть только вперед, иначе вас стошнит.
В дополнение к невесомости все компании включают в туры параболы, разработанные, чтобы почувствовать лунную гравитацию (одна шестая человеческого веса) и марсианскую гравитацию (одна треть человеческого веса). Это создается за счет более длинного пролета дуги на вершине параболы.
Стратонавтика в СССР – первые шаги
Предложение использовать для исследования верхних слоев атмосферы пилотируемые воздушные шары с герметично закрытой гондолой впервые было высказано Д. Менделеевым еще в 1875 году. Впоследствии стратонавтика развивалась именно в этом направлении.
К началу XX века интерес к полетам на воздушных шарах в научном мире был довольно слабым. Полеты такого рода воспринимались скорее как спорт. Все научные задачи – измерение температуры воздуха, влажности и т.д. – в это время научились решать, отправляя автоматические зонды. Однако, в 1912 году Виктор Гесс открыл космические лучи. Аппаратура для их изучения требовала обязательного присутствия человека. Это дало мощный толчок к движению в стратосферу.
Первые успехи были достигнуты исключительно иностранными учеными. В 1932 году швейцарец Паккар совершил полет на рекордную высоту – 16 201 метр. Мир ждал того, кто побьет этот рекорд, и практически, никто не сомневался, что следующим рекордсменом станет США.
Однако в 1933 году стратостат «СССР-1» поднялся на высоту 19 километров. Экипаж этого стратостата состоял из Э. К. Бирнбаума, К. Д. Годунова, Г. А. Прокофьева.
Над созданием шара и гондолы трудились лучшие инженеры страны, было предусмотрено все, что нужно для безопасности и удобства экипажа. С воздухоплавателями поддерживалась постоянная радиосвязь, шесть наблюдательных пунктов постоянно фиксировали положение воздушного шара.
Полет начался 30 сентября в 8.40 на одном из московских аэродромов, и благополучно завершился в тот же день около 17 часов. В 14.50, когда была достигнута высота 19 километров, экипаж отправил на землю радиограмму: «ЦК ВКП(б) — тов. СТАЛИНУ, Реввоенсовету — тов. ВОРОШИЛОВУ, Совнаркому СССР — тов. МОЛОТОВУ. Экипаж первого советского стратостата выполнил поставленную перед ним задачу и сообщает о благополучном завершении подъема стратостата «СССР» на высоту 19 000 м (по приборам). Экипаж готов к дальнейшей работе по овладению стратосферой. Командир стратостата «СССР» Прокофьев, пилот Бирнбаум, инженер Годунов». На рекордной высоте шар пробыл около двух часов, все это время экипаж проводил необходимые измерения.
В ноябре того же года американские аэронавты попытались побить советский рекорд высоты, но безуспешно.