Беспилотный океан: в море выходят корабли-«призраки»

Проекты беспилотных противолодочных комплексов ACTUV и LDUUV (США)

Проекты беспилотных противолодочных комплексов ACTUV и LDUUV (США)

В США проводятся работы по созданию автоматических морских аппаратов, предназначенных для обнаружения и длительного слежения за подводными лодками противника на значительных удалениях от своих баз. С 2010 года по заказу Управления перспективных разработок Министерства обороны США (DARPA) начаты работы по программе создания перспективного беспилотного аппарата для длительного слежения за подводными лодками противника ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel).

На конкурсной основе в качестве головного разработчика аппарата была выбрана американская компания Science Applications International Corporation. Аппарат ACTUV должен в дистанционном либо автономном режиме следить за подводными лодками на удалении до 3 тыс. км от своей базы. Дальность плавания аппарата составит более 6 тыс. км, а автономность — 80 суток. Аппарат будет плавать на перископной глубине и вести поиск подводных лодок противника с помощью активной гидроакустической станции. В случае обнаружения подводной лодки аппарат будет вести непрерывное слежение за ней и передавать информацию о координатах в центр управления и своим противолодочным силам. Согласно требованиям DARPA аппарат должен осуществлять три патрулирования в год (каждое с циклом 80 суток в море и 40 суток обслуживания на базе), иметь срок службы 15 лет и стоимость не более 20 млн долларов. Система управления аппарата должна быть высокоавтономной, позволять самостоятельные действия при значительных перерывах связи с центром управления и давать возможность самостоятельно принимать решения в различных тактических ситуациях. Аппарат будет иметь систему предупреждения столкновения судов на море.

К началу 2013 года была выбрана концептуальная схема аппарата, подтверждена возможность его создания и уточнены требования к бортовому оборудованию. Водоизмещение аппарата составит 157 т, длина — 19,1 м, ширина — 5,8 м, максимальная скорость — 27 узлов. На борту ACTUV размещены активно-пассивные гидролокаторы, работающие в диапазоне средних и высоких частот. Первые способны обнаружить подводные цели на дальних дистанциях, а вторые служат для уточнения их параметров. Дополнительную информацию собирают массивы магнитометров с цифровой обработкой сигнала. На малых дистанциях задействуется гидролокатор сверхвысокой частоты для получения точного «акустического изображения» цели и её автоматической классификации. На ACTUV не установлено никакого вооружения. Это лишь морской робот-разведчик для береговой охраны, сопровождения кораблей и поиска субмарин. Предполагается, что дрон будет действовать в двух сценариях: как автономный патруль береговой охраны или в составе ПЛО дивизиона АУГ. К середине 2016 года были завершены ходовые испытания аппарата ACTUV.

Управление ВМС США ONR в 2012 году приступило к реализации программы LDUUV (Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle), предусматривающей создание автоматического подводного аппарата, который сможет осуществлять поиск и длительное слежение за подводными лодками. Этот аппарат в отличие от аппарата ACTUV будет функционировать в подводном положении. Продолжительность автономного патрулирования аппарата должна составить не менее 70 суток. Аппарат предназначен для действий на больших глубинах и при сложном рельефе дна. Программное обеспечение и системы аппарата должны обеспечивать обнаружение и обход различных препятствий, выявлять присутствие других судов в радиусе 4 км. Не исключается установка на него вооружения. Испытания аппарата запланированы на 2018 г. Продолжительность разработки составит 4,5 года.

Аппараты типа ACTUV и LDUUV могут использоваться для выявления российских подводных лодок с баллистическими ракетами в акваториях патрулирования, а также в районах их выхода из мест базирования. Учитывая большую автономность и дальность плавания подобных аппаратов, не исключена возможность организации непрерывного слежения за выявленными подводными стратегическими ракетоносцами в течение всего их боевого похода.

автор статьи: Кардашев М.А. Стратегическое оружие будущего

Больше, сильнее, тяжелее

Несмотря на эффективность «Морского охотника», он всё ещё остаётся крайне узконаправленным оружием. Но в планах у командования флота США разработать и другие варианты автономных кораблей. В декабре 2019 года руководство флота поручило научно-исследовательскому управлению приступить к созданию беспилотных кораблей среднего и тяжёлого классов. Судя по опубликованному заявлению, средние беспилотники будут использовать в качестве разведывательных кораблей, и они должны обладать модульной компоновкой. Таким образом, эти корабли смогут выполнять широкий спектр задач: от разведки и патрулирования до ведения радиоэлектронной борьбы. Тяжёлые беспилотные корабли (LUSV) должны быть оснащены системами вертикального пуска ракет и выполнять функции ударного корабля.

navy.mil
Системы американских беспилотных кораблей.

Для полноценной работы таких кораблей силам ВМС необходимо разработать единую систему управления, которая позволила бы контролировать все морские беспилотники, находящиеся в распоряжении флота. Более того, к этой системе в будущем будут подключены и другие корабли американского флота. Внедрение единой боевой системы уже включено в состав проекта по созданию фрегата нового поколения — FFG(X). Этот фрегат, входящий в состав американской программы оборонных мероприятий будущего, станет своеобразным «командным пунктом», откуда будут управляться дроны.

navy.mil
Внедрение единой боевой системы фрегата нового поколения — FFG(X).

Почти впритык

Президент России Владимир Путин 11 ноября в телефонном разговоре с врио канцлера ФРГ Ангелой Меркель отметил провокационную активность стран НАТО в Черном море.

— При обмене мнениями по международной обстановке в регионе президент России обратил внимание Ангелы Меркель на дестабилизирующий и опасный характер провокационной активности вооруженных сил США и ряда других стран НАТО в Черном море, — сообщила пресс-служба Кремля. Активность НАТО в регионе растет и тревожных событий становится всё больше, рассказала «Известиям» завкафедрой управления и социальных технологий Северо-Западного института РАНХиГС Инна Ветренко

Активность НАТО в регионе растет и тревожных событий становится всё больше, рассказала «Известиям» завкафедрой управления и социальных технологий Северо-Западного института РАНХиГС Инна Ветренко.

— Ситуация специально форсируется, что не может не вызывать тревогу, — отметила она. — Постоянно растет количество кораблей и самолетов НАТО. Причем они приближаются к нашим границам практически впритык: 30 км — это не расстояние. В такой обстановке Россия не будет спешить: не исключено, что нас подталкивают к ошибочным шагам. Но взвешенный ответ обязательно последует.

Кубань рядом_2

Эсминец ВМС США Porter в Черном море во время учений Sea Breeze

Фото: Global Look Press/US Navy

Ранее российское военное ведомство сообщало, что действия американских ВМС и самолетов-разведчиков скоординированы. Их истинная цель — освоение предполагаемого театра военных действий. В частности, территории Украины на случай подготовки Киевом силового решения на юго-востоке.

Представитель Пентагона Джон Кирби заявил, что США будут проводить операции так, как посчитают нужным. Отметив, что самолеты и корабли США и НАТО действуют в международном воздушном и морском пространстве.

Сейчас США пытаются остановить любое движение России на южном направлении и действительно смотрят на Причерноморье как на будущий район боевых действий, рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин.

— Идет разработка стратегии, в рамках которой рассматриваются все варианты возможных военных конфликтов в регионе, — считает он. — Для этого надо собрать максимальное количество разведданных, определить состав российской группировки и проанализировать ее. Штабной корабль США и самолеты-разведчики как раз этим и занимаются. На борту Mount Whitney собраны высококвалифицированные специалисты, которые сейчас обрабатывают полученную информацию.

Разведчиков НАТО интересуют не только военные, но и важные социальные, промышленные или инфраструктурные объекты, отметил эксперт.

Поиск по периметру

По мнению экспертов, Пентагон сделал ставку не на совершенствование технологий, а на расширение зоны поиска.

«Принципиально новых технических решений, которые позволяли бы более эффективно искать подлодки, «Морской охотник» не несёт, — пояснил в интервью RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский. — Всем известны физические принципы поиска субмарин: прежде всего это гидролокация, просто потому что электромагнитные сигналы практически не проходят через воду».

  • Надводный морской беспилотник «Морской охотник»
  • globallookpress.com

Соревнование между подводными лодками и надводными средствами обнаружения началось давно, с момента появления подводного флота. Борьба идёт с переменным успехом — подлодки становятся более тихими, учатся погружаться на большую глубину, а сонары становятся более «умными», появляются элементы искусственного интеллекта, отмечают эксперты.

«Каждый дрон будет работать в единой системе поиска подводных лодок, с одного корабля может быть запущен десяток таких комплексов. Естественно, это повышает шансы обнаружить судно противника. При этом «Морские охотники» могут применяться для поиска не только дизель-электрических субмарин, оснащённых ВНЭУ (воздухонезависимой энергетической установкой. — RT), но и против атомных подлодок, способных вообще не всплывать на поверхность», — добавил эксперт.

Также по теме


«Гарантии защиты нет»: почему беспилотная авиация представляет угрозу для всех мировых держав

Атаки беспилотников на российские военные объекты в Сирии вызвали в зарубежных СМИ дискуссию о возможностях, которыми обладает Москва…

Подобной точки зрения придерживается военный эксперт Алексей Леонков. По его словам, ставка на беспилотные суда обнаружения сделана американцами из-за появления на вооружении у российского флота предельно малошумных субмарин.

«Это, например, субмарины проекта «Варшавянка», «Борей» и так далее. Это американцев очень нервирует, все известные способы обнаружения подлодок уже дают серьёзные сбои, — отметил в интервью RT Леонков. — Поэтому Пентагон сделал ставку на сети небольших дронов обнаружения, которые можно будет раскидывать по периметру движения авианосных групп ВМС США».

Расчёт сделан на то, что подлодка противника не сможет обнаружить такое беспилотное судно из-за его относительно небольших размеров. При этом Пентагон пока возлагает на беспилотные морские аппараты преимущественно охранные и разведывательные функции. Для наступления американцы располагают авианосными группами — это ключевой компонент американских ВС после ядерного арсенала. 

«В этом отношении наибольшую тревогу Пентагона вызывают наши подлодки, названные «убийцами авианосцев», которые к тому же практически невозможно обнаружить», — добавил Леонков.

Россия запрягает

К сожалению, России ответить на американские вызовы в этой области вооружения практически нечем. Ведущие разработчики морской техники борются за внедрение разнообразных проектов авианосцев, которые постепенно сходят с военно-исторической сцены.

Самый помпезный российский проект разработки «безэкипажного авианосца для дронов» был анонсирован четыре года назад. Компания ZALA AeroGroup, дочерняя фирма концерна «Калашников», создает катер-катамаран «Тритон». Предположительно его закончат к 2025 году.

Было объявлено, что «Тритон» будет иметь длину несколько десятков метров и водоизмещение несколько сотен тонн. Планируется противопульное бронирование. На катере будет базироваться большое количество разведывательных квадрокоптеров. Из вооружения присутствует один пулемет калибра 7,62 миллиметра. Установлены два 200-сильных дизеля. Радиус действия – 750 миль. Радиус полета квадрокоптеров – 30 километров.

Возникает целый ряд вопросов относительно концепции этого плавсредства.

Зачем посылать одинокий пулемет на расстояние 750 миль от базы? С кем или чем он там сможет воевать?

Что будет высматривать в море целый рой беспилотников, если учесть, что при небольшом радиусе полета они не смогут рассредоточиться на значительной площади моря? Не эффективнее ли использовать для разведки РЛС и оптико-локационную станцию, которые имеют большую дальность обзора?

И наконец, как компания ZALA AeroGroup, которая занимается разработкой беспилотных летательных аппаратов, будет проводить подводную разведку, как значится в описании «Тритона»? Опыта гидролокации нет ни у «Залы», ни у материнской компании «Калашников».

Если же «Тритон» предполагается использовать для прибрежного патрулирования, то зачем ему водоизмещение несколько сотен тонн? ВМС Сингапура вполне устраивают катера с 30-тонным водоизмещением. Оказывается, этого достаточно для получения нужных характеристик при минимальных финансовых затратах. Нам подавай «авианосец для дронов».

Хотя определенные достижения имеются в области противоминных безэкипажных катеров, причем появились они в результате принятия антироссийских санкций. При проектировании базовых тральщиков проекта 12700 «Александрит» во Франции заказали три безэкипажных катера Ispector MK II. Катера французы поставили, получив за них 10 миллионов евро, однако на этом сотрудничество прекратилось.

Пришлось разрабатывать российский аналог. В конце концов НПО «Авиационная и морская электроника» разработало и успешно испытало радиоуправляемый катер «Искатель», который удовлетворил предъявляемым к нему требованиям.

Параллельно был создан и еще один противоминный дрон – «Тайфун». Эксперт в области морского вооружения Максим Климов считает, что при значительных достоинствах по части поиска мин у него есть существенный недостаток – запредельная цена. Он стоит 350 миллионов рублей. В значительной степени это определяется функциональной избыточностью. Так, например, «Тайфун» оснастили беспилотником, который взлетает с катера и садится на него. Как видим, тенденция создания «авианосцев для дронов» среди российских конструкторов пока неизбывна.

Охотники за подлодками

Наиболее близким к завершению сейчас является беспилотный корабль «Морской охотник», разработанный институтом DARPA. Он является результатом программы по созданию беспилотного корабля для длительного противодействия субмаринам ACTUV. Задачей программы является создание автономного судна, способного патрулировать определённый участок океана и обнаруживать вражеские подводные лодки. Для этого на борту «Охотника» установлен мощный активный сонар, способный обнаруживать дизель-электрические субмарины. Подлодки такого класса считаются достаточно тихими и незаметными.

При обнаружении противника, программа беспилотника пеленгует цель и отдаёт приказ об атаке другим кораблям. Ключевой особенностью «Охотника» являются его размеры: при длине 40 метров, его ширина составляет лишь три метра, из-за чего корабль кажется невероятно узким. Таких размеров удалось добиться за счёт избавления от необходимости размещения человека внутри корабля.

darpa.mil
 Разработанный институтом DARPA беспилотный корабль «Морской охотник».

На демонстрационной версии корабля, представленной в 2016 году, присутствует лишь небольшой «капитанский мостик». По заявлениям разработчиков из компании Leidos, это лишь временная мера — на мостике располагается инженер, ответственный за демонстрацию способностей судна и управляющий им с помощью планшета. Боевая версия корабля будет управляться удалённо. Поскольку корабль предназначен выполнять операции в океане на большом удалении от командного пункта, велика вероятность потери связи с оператором. На этот случай в «Охотнике» будет встроен искусственный интеллект, способный выполнять задание автономно. ИИ также позволит нескольким «Охотникам» объединяться в группы и выполнять задачи совместно.

Стоимость «Охотника» оценивается в 20 миллионов долларов. Для сравнения: строительство миноносца «Арли Берк», который обладает необходимым арсеналом для борьбы с субмаринами, обходится США в два миллиарда долларов. Роберт Уорк, занимавший в 2016 году должность заместителя министра обороны США, оказался впечатлён дешевизной беспилотника.

navy.mil
Миноносец «Арли Берк» обходится США в два миллиарда долларов.

В 2019 году «Морской охотник» успешно преодолел маршрут от Сан-Диего до Пёрл-Харбора и обратно — более 8 тысяч километров — полностью автономно, без присутствия человека за системой управления. Любопытно, что после этого научно-исследовательское управление ВМС США полностью засекретило проект, что можно трактовать как намерение оградить эффективное оружие от излишнего внимания. Стоит отметить, что, несмотря на желание американцев оснастить автономный корабль оружием, решение о стрельбе всегда будет принимать человек.

navy.mil
«Морской охотник» выходит из порта Сан-Диего в поход до Пёрл-Харбора и обратно.

Штаты избавляются от моряков

Гораздо больше известно об американском надводном дроне Sea Hunter ACTUV («Морской охотник»), предназначенном для противолодочной обороны. Как утверждают американцы, этот катер, оснащенный особо чувствительной ГАС, способен обнаруживать нашу самую малошумящую дизель-электрическую подводную лодку «Варшавянка» на удалении до пяти километров. Группу таких дронов отправляют в двух-трехмесячное автономное плавание в те регионы океана, где предполагается активизация деятельности подводных лодок противника. Дрон имеет солидные габариты, позволяющие разместить на борту эффективную аппаратуру поиска, навигации и связи.

Дальнее патрулирование возможно благодаря тому, что катер, являющийся тримараном, имеет большую остойчивость и способен эксплуатироваться при волнении до семи баллов. Длина «Морского охотника» – 40 метров, водоизмещение – 145 тонн. Масса топлива – 40 тонн. Скорость – 27 узлов. Дальность плавания – 10 тысяч миль. Автономность – 70 суток.

Катер JARI-USV. Фото: zen.yandex.ru

Этот катер является роботом, благодаря чему действует автономно, то есть для его управления не требуется постоянное привлечение оператора. В то же время существует возможность корректировать действия из наземного командного пункта.

Обнаружив подводную лодку, дрон начинает ее сопровождать, передавая координаты противолодочным самолетам или надводным кораблям, оснащенным средствами поражения подводных целей.

Суточная эксплуатация «Морского охотника» должна обходиться в 20 тысяч долларов, тогда как эсминца с комплексом противолодочной обороны – 700 тысяч. Так что можно предположить, что некоторое сокращение плана строительства кораблей типа «Арли Берк» и «Тикондерога» произошло в связи с предстоящим принятием на вооружение «Морских охотников».

В США направление беспилотных катеров активно развивается. Количество беспилотных маломерных судов как существующих, так и разрабатываемых перевалило за третий десяток. Вот еще наиболее интересные разработки в интересах ВМС США.

Hypersub Fathom – гибридный разведывательный катер, работающий как с экипажем, так и автономно. Способен плавать в надводном, полупогруженном и подводном скрытном положении. Под водой работает от аккумуляторов, на поверхности – от двух дизелей мощностью 480 лошадиных сил каждый. Развивает скорость 45 узлов, под водой – 3,7 узла. Дальность автономного плавания – тысяча миль.

Уже пять лет в ВМС США эксплуатируются безэкипажные противоминные катера Minehunting System (MHU) компании Northrop Grumman. Они оснащены гидролокатором с синтезированной апертурой, позволяющим на скорости хода 18 узлов в режиме реального времени обнаруживать, классифицировать и определять точное местоположение всех видов современных мин. Это значительное достижение, поскольку существующие сонары способны выполнять данную работу на существенно меньших скоростях хода тральщика.

И наконец, в прошлом году стали известны некоторые подробности американского секретного проекта Overlord по созданию бзэкипажного боевого корабля LUSV (Large Unmanned Surface Vessels), которым занимается Управление стратегических исследований Пентагона. Он будет относиться к классу корветов, имея водоизмещение порядка двух тысяч тонн и длину 80–100 метров.

Предполагается, что на нем будут установлены ракетные комплексы для нанесения ударов по береговым целям для прорыва обороны, а также мощные средства радиоэлектронной борьбы. Корабль должен соблюдать правила морского судоходства, определять маршрут для решения боевых задач, поддерживать оперативную связь с другими кораблями в составе корабельной группы при минимальном взаимодействии с людьми.

В настоящий момент завершается формирование требований к кораблю. После чего будет объявлен тендер на создание прототипа.

Нашествие шпионов

Во время разведывательных операций НАТО и США используют несколько видов самолетов — RC-135, RC-12, противолодочный самолет Boeing P-8 Poseidon и беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk.

На фоне напряженной ситуации в Донбассе в американских СМИ писали, что Россия готовится к агрессии, стягивая войска к украинской границе. Еще весной США организовали наблюдение за южными границами России, отправляя самолеты к Черному морю. Два беспилотника RQ-4 Global Hawk и стратегический разведчик RC-135W ВВС Великобритании в апреле приближались к границам Крыма и Кубани.

Во время белорусско-военных учений «Запад-2021» в сентябре было зафиксировано появление сразу нескольких самолетов, отправленных НАТО к границам России и Белоруссии. Среди них — патрульный противолодочный самолет Boeing P-8A Poseidon, самолет радиотехнической разведки Beech RC-12X Guardrail ВВС США, Gulfstream IV ВВС Швеции, самолет боевого управления E-8C Joint STARS и американский беспилотник RQ-4A Global Hawk.

Кубань рядом_3

Стратегический бомбардировщик В-52Н ВВС США, приблизившийся к границам воздушного пространства России над Тихим океаном

Фото: ТАСС/Министерство обороны РФ

Бомбардировщик В-52Н ВВС США был замечен 26 сентября над акваторией Тихого океана, когда самолет приблизился к границам России, для его сопровождения в воздух подняли три истребителя Су-35. Двумя днями позднее американский самолет-разведчик RC-135 засекли над Черным морем. В октябре над акваторией Черного и Японского морей были идентифицированы бомбардировщики В-1В США.

9 ноября было замечено сразу несколько самолетов-разведчиков НАТО у российских границ. Это стратегический самолет RC-135, патрульный самолет P-8А Poseidon США и самолет С-160G Gabriel ВКС Франции. В этот же день американский U-2 был обнаружен над территорией Украины.

Также среди них был американский самолет E-8 Joint STARS — это одновременно воздушный штаб и разведчик. Его появление у границ России фиксировали уже дважды.

Охотник за подлодками

«Морской охотник» оснащён дизельным двигателем и способен развивать скорость до 27 узлов — это примерно 50 км/ч. На скорости в 12 морских узлов судно может пройти порядка 10 тыс. морских миль (18,5 тыс. км) и находиться в автономном плавании до трёх месяцев. Одним из ключевых преимуществ «Охотника» военные считают дешевизну эксплуатации — на обслуживание морского дрона уйдёт $15—20 тыс. в сутки. На эксплуатацию обычного эскадренного эсминца типа Arleigh Burke требуется порядка $700 тыс. ежедневно.

По словам разработчиков ACTUV, идея создания морского дрона возникла как ответ на быстрое развитие неатомных субмарин вследствие внедрения анаэробных энергетических установок. Например, в 2015 году российское ЦКБ «Рубин» завершило работу над проектом новой неатомной субмарины типа «Калина» с анаэробной воздухонезависимой силовой установкой (ВНЭУ) и литийионной аккумуляторной батареей (ЛИАБ).

  • ЦКБ «Рубин»

По оценкам экспертов, благодаря этим компонентам значительно продлевается срок, в течение которого субмарина может находится на глубине, не поднимаясь на поверхность. Стандартная дизель-электрическая подлодка вынуждена всплывать раз в несколько дней или использовать на перископной глубине устройство для забора воздуха.

Навигация «Морского охотника» обеспечивается аппаратурой приёма спутниковых сигналов GPS и радиолокационными станциями, а также оптико-электронной системой. Кроме того, судно оборудовано станцией радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системой компьютерного анализа выявленных целей и мощной системой связи для передачи собранных данных в центр. Уточняется, что характеристики имеющегося на борту гидроакустического комплекса позволят вести поиск не только подлодок, но и других объектов, например морских мин.

Также не исключено, что в будущем «Морской охотник» будет оснащён летальным вооружением. Однако, несмотря на автономность судна, окончательное решение о ликвидации той или иной цели будет принимать оператор. 

«Гарри Трумэн» против роботов

Несмотря на столь грандиозные планы, существует вероятность того, что беспилотники не выйдут в море в заявленный срок. В программе финансирования на 2020 год уже запланировано выделение средств на производство двух прототипов тяжёлых морских беспилотников. Сумма составила около 209 миллионов долларов, ещё 50 миллионов будут потрачены на установку ракетных систем.

Но минобороны США привлекло к проекту нежелательное внимание со стороны Конгресса. Вышеупомянутые средства изначально предназначались для доработки и ремонта авианосца «Гарри Трумэн», введённого в эксплуатацию ещё в 1998 году

В сентябре 2019 года появились сообщения о неполадках и необходимости ремонта. Одновременно с этим поднимались темы эффективности авианосцев. Поэтому руководители ВМС и власти США подняли на обсуждение вопрос о списании и утилизации флагмана американского флота. Это помогло бы не только сократить бюджет ВМС, но и позволить перспективным разработкам занять место устаревающего корабля.

Но были и те, кто высказался категорически против этой идеи. Далеко не все военные оценили идею списать флагман, для многих являющийся символом мощи американского флота. Противником этой идеи также выступил и президент Дональд Трамп.

navy.mil
Средства предназначенные на ремонт авианосца «Гарри Трумэн» пойдут на программу создания новых беспилотных кораблей.

В результате авианосец всё же отремонтировали и вновь отправили на службу. А судьба беспилотных кораблей осталась под вопросом. Несмотря на то, что все военные мира уверены, что будущее армии и флота зависит от роботов, консервативность политиков и некоторых военных может задержать процесс внедрения этих технологий на долгие десятилетия. А многие американские разработки, не вписавшиеся в военный бюджет, могут так и остаться на уровне прототипов.

Дроновый бум

Автономные виды вооружений набирают всё большую популярность, речь идёт и о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), и о морских надводных и подводных дронах.

Также по теме


«Не готовы отразить угрозы»: в США признали преимущество России по системам ПВО, высокоточному оружию и РЭБ

Вооружённые силы США не готовы отразить существующие угрозы, заявил на выступлении в конгрессе сотрудник Центра новой американской…

«Формально к таким устройствам можно отнести даже торпеды дальнего хода. Есть морские беспилотные катера, и уже были примеры их применения — катера йеменских хуситов атаковали и практически потопили военное судно Саудовской Аравии. И это при том, что хуситы не обладают конструкторскими или промышленными ресурсами», — пояснил Мураховский. 

Впервые идея создания беспилотных устройств возникла в конце XIX века, её автором был Никола Тесла. По замыслу учёного, такой аппарат должен был управляться с помощью радиоволн, без использования «механических или электрических форм соединения». Тесла даже запатентовал своё изобретение, однако тогда эта идея не была применена на практике. 

Тем не менее уже в 1920-е годы в СССР были созданы радиоуправляемые торпедные катера Ш-4, управление которыми осуществлялось с гидросамолётов МБР-2. В 1944 году немецкие конструкторы разработали радиоуправляемые брандеры Ferngelenkte Sprenboote (брандер — «одноразовый» катер, гружённый взрывчаткой, который должен протаранить и потопить корабль противника. — RT), а параллельно научными поисками управляемых средств подрыва вражеских судов занимались Франция и США. 

Сегодня выпуск надводных беспилотных аппаратов налажен во многих странах. Например, в 2013 году свой «Многоцелевой морской беспилотный комплекс» представила Белоруссия. Катер, построенный с применением стелс-технологий, способен перемещаться в прибрежной зоне порядка пяти суток и развивать скорость до 100 км/ч. Аппарат был создан в сотрудничестве с Китаем и Россией.

«Главная проблема подводных беспилотников — каналы связи. Под водой электромагнитные сигналы не распространяются, поэтому приходится использовать либо звуковые каналы, либо автономные дроны, которые возвращаются на заданную точку. Но это направление тоже активно развивается», — подчеркнул эксперт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советчик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: