Продажи
В октябре 2011 года компьютер с недостающими частями был продан примерно за 20 100 долларов США.
В апреле 2013 года цена на аукционе eBay составила 17 827 евро.
Аукцион eBay в ноябре 2016 года достиг 15 605 евро.
7 сентября 2017 года нефункциональный C65 без чипа VicIII был продан на аукционе eBay за 18 350 долларов США.
8 октября 2017 года пользователь на сайте lemon64.com уведомил участников о своем намерении продать полностью функционирующий C65 по запрашиваемой цене 27000 долларов США.
В ноябре 2017 года прототип C65 с платой расширения RAM был продан за 81450 евро.
30 декабря 2017 года нефункционирующая материнская плата C65 без большинства микросхем была продана на EBay за 790 долларов США.
Технические характеристики
Материнская плата от C64 (1982 г.).
Процессор MOS 6502 .
- Процессор MOS Technology 6510 (производный от ) с тактовой частотой 0,985 МГц ( PAL ) / 1,023 МГц ( NTSC )
- 64 КБ ОЗУ (38 КБ доступно для программ BASIC по умолчанию; видеопамять 2 КБ) или 320 КБ (256 КБ для Commodore 1764) с блоком расширения памяти , однако напрямую доступны только 64 КБ , модуль предназначен в основном для GEOS)
- 20 КБ ПЗУ (8 КБ BASIC 2.0, 8 КБ ядра, 4 КБ сгенерированных символов, что дает два набора по 2000 символов)
- Графический чип VIC-II MOS 6567/8567 (NTSC) MOS 6569/8569 (PAL)
- «Текстовые» режимы:
-40 × 25 символов 8 × 8 пикселей 2 цвета каждый из 16.
-40 × 25 символов половинного разрешения 4 × 8 пикселей 4 цвета каждый из 16 (39×24 в режиме прокрутки).
В текстовом режиме используется жесткая попиксельная прокрутка.
Подавляющее большинство аркадных игр переопределяют персонажей, чтобы сделать их эквивалентными консольным «плиткам». С жесткими спрайтами мы очень близко подошли к методам, используемым 8-битными консолями, такими как NES и SMS.
Растровые «графические» режимы:
в формате 320×200 каждый блок размером 8 * 8 может иметь 2 цвета из 16 (графический режим, используемый, в частности, для трехмерных каркасных игр, например, Elite )
в формате 160 × 200, каждый блок размером 4 * 8 может иметь 4 цвета среди 16.
16 цвета: черный, белый, красный, голубой, фиолетовый, зеленый, синий, желтый, оранжевый, коричневый, светло-красный, темно-серый, средне-серый, светло-зеленый, голубой, светло-серый.
Число — Цвет | Число — Цвет |
---|---|
0 — черный | 8 — Оранжевый |
1 — Белый | 9 — Коричневый |
2 — красный | 10 — Светло-красный |
3 — Голубой | 11 — Темно-серый |
4 — фиолетовый | 12 — Средне-серый |
5 — зеленый | 13 — Светло-зеленый |
6 — Синий | 14 — Голубой |
7 — желтый | 15 — Светло-серый |
- Звуковой чип SID MOS Technology 6581/8580
Звук: 3 программируемых ADSR голоса на 9 октавах
(Звук)
Описание
Commodore 64 использует 8-битный микропроцессор (производный от 6502, который имеет возможность управлять банками памяти, переводя их по запросу в адресное пространство процессора) и имеет 64 килобайта оперативной памяти . В Великобритании он соперничал по популярности с ZX Spectrum и имел полноразмерную клавиатуру и более совершенные графические и звуковые чипы.
Графический чип, VIC-II (in) , обеспечивает 16 цветов, восемь спрайтов , прокрутку емкости (прокрутку) и два графических режима растрового изображения . Стандартный текстовый режим содержит 40 столбцов, как и большинство моделей Commodore PET.
Звуковой чип, SID , имеет три голоса, несколько форм волны, модуляцию звука и возможности фильтрации. Она очень продвинулась для своего времени. Его дизайнер Боб Яннес станет соучредителем синтезаторной компании Ensoniq .
Встроенный BASIC не обеспечивает легкий доступ к расширенным графическим и звуковым возможностям машины; поэтому пользователи должны использовать команды PEEK и POKE для прямого обращения к памяти, чтобы получить ожидаемый результат, или же использовать расширения, такие как Simon’s BASIC , или даже программировать непосредственно на ассемблере . Крайние ограничения этого BASIC , необходимость документировать себя, чтобы искать машинную информацию рядом с системой (аудиочип, видеочип), отображать графику, иметь возможность воспроизводить музыку и создавать звуки, тяжесть использования Инструкции PEEK и POKE в BASIC для важных программ, все это, несомненно, побудило программистов того времени очень быстро переключиться с BASIC на язык ассемблера, намного быстрее и предлагая больше возможностей, что отчасти может объяснить очень большой энтузиазм по поводу этой машины и превосходное качество игр и демоверсий на нем, по сравнению с другими микрокомпьютерами того же периода. При этом у Commodore была лучшая реализация BASIC, но в конечном итоге он решил продавать C64 с тем же BASIC 2.0, что и в VIC-20, из опасения, что C64 приведет к падению продаж ПЭТ / МУП.
C64 наследует от машин CBM и VIC-20 программируемый пользовательский порт (6522) и собственный последовательный порт, работающий по принципу, аналогичному IEEE-488, и позволяющий подключать (и адресовать) периферийные устройства, в частности один или несколько устройств 5.25. -дюймовые однодисковые приводы 1540 (дисковод гибких дисков VIC-20), 1541 и 1542.
Была портативная модель со встроенным дисководом для гибких дисков и дисплеем, но без порта для кассетного плеера.
Commodore 64 Ultra Light портативный.
С этим компьютером (вероятно) возникла подпольная компьютерная культура, известная как демонстрационная сцена .
C128D keyboard:
I can give you some hints if you plan to build a
keyboard from scratch, it should be possible as it’s only key matrix
(and in fact I’m doing it).
— A page from service manual
with keyboard schematic. Pin 4 is +5V, pin 1 is ground.
— If you don’t have a bistable switches for Shift Lock, Caps Lock and
40/80 cols mode, it could be possible to build a latch from, for example,
CD4013 circuit and power it from these +5V.
— Old PC keyboards can be used as parts source, especially key switches.
You can use keycaps too, but to customize captions you should use
keycaps with printed characters, not injected in plastic — printed
figures are easier to remove or customize with soft sandpaper.
Here are some photos from construction (poor quality
photos taken with cell phone):
Keys are placed in styrofoam through paper |
Resulting paper form, after line paralellness correcting is used to drill holes in board |
Keys installed in board |
Keys mounting with wire from old network cable |
Wiring runs |
Now it should be needed only to connect keys with cables, secure
resulting «jungle» and deal with bistable keys.
Finally after discovering that some switches are damaged, I decided
to convert an old broken PC mechanical keyboard to C128 one. The
keyboard had 4 damaged switches, so I replaced them with ones from my
first attempt. Next, I’ve cut all tracks connecting keys and re-created
matrix with wires. It was the most time-consuming process. I’ve tried to
use logical switches and LEDs for 40/80, Caps and Shift Lock, but in my
C128 5V supplied in pin 4 was so weak that it couldn’t power all LEDs.
So I’ve used a small bistable push buttons, as in Turbo switches in old
PC cases, to switch 40/80, Caps and Shift Lock. I’ve installed these
switches near main switches, used then to mechanically support key. It’s
working quite well. If you are looking for a good cable, look for
printer cables. There are some parallel pinter cables with easily
accessible inside of connectors. Most have pins 18-25 shorted to one
wire, they won’t be good, but some other cables have all 25 pins of DB25
connector conneced to 25 separate wires — these are good and can be used
in keyboard.
Here are some photos:
Matrix | Detail | Wwres connected |
Keybord front | Testing |
Links:
http://personalpages.tds.net/~rcarlsen/cbm/c128/RGB V-RAM/64kvram.txt —
Upgrading VRAM to 64K
http://www.cpm.z80.de/drilib.html — CP/M books library
http://www.zimmers.net/anonftp/pub/cpm/sys/c128/system/index.html
— CP/M for C128, to get actuial system disks use
http://www.zimmers.net/anonftp/pub/cbm/demodisks/c128/
http://web.archive.org/web/20090414153025/http://members.elysium.pl/ytm/html/projects.html
— many projects to C128 and C64.http://rvbelzen.tripod.com/
— although downloads are not working, some interesting hardware hacks
are there.
http://www.cpm.z80.de/manuals/cpm3-usr.pdf — Digital Research
CP/M 3 Guidehttp://www.commodore128.net/
— C128 and other Commodores forum Update 2018: GONE.
http://archive.org/details/Commodore128128DServiceManual1987Nov —
Commodore 128 service manual
СМИ
В дисководе 1541 используются стандартные 5¼-дюймовые гибкие диски двойной плотности; носители с высокой плотностью не будут работать из-за их другого магнитного покрытия, требующего более высокой магнитной коэрцитивной силы . Поскольку схема кодирования GCR не использует индексное отверстие, диск также был совместим с дисками с жесткими секторами. Стандартный формат CBM DOS составляет 170 КБ с 35 дорожками и 256-байтовыми секторами. Он похож на формат, используемый в дисках PET 2031, 2040 и 4040, но небольшая разница в количестве байтов заголовка делает эти диски и 1541 совместимыми только для чтения; диски, отформатированные на одном диске, не могут быть записаны на другой. Диски допускают запись, но несогласованный размер заголовка приведет к повреждению данных в частях данных каждой дорожки.
В приводах 4040 использовались диски Shugart SA-400, которые были 35-трековыми, таким образом, формат был обусловлен физическими ограничениями приводного механизма. В 1541 использовалось 40 трековых механизмов, но Commodore намеренно ограничил формат CBM DOS до 35 треков из-за проблем с надежностью ранних устройств. С помощью низкоуровневого программирования можно было переместить головку привода на дорожки 36–40 и записать на них, иногда это делалось коммерческим программным обеспечением в целях защиты от копирования и / или для получения дополнительных данных на диске.
Однако одна дорожка зарезервирована DOS для информации о размещении каталогов и файлов (BAM, карта доступности блоков ). И поскольку для обычных файлов два байта каждого физического сектора используются DOS в качестве указателя на следующую физическую дорожку и сектор файла, только 254 байта из 256 байтов блока используются для содержимого файла.
Если бы сторона диска не была подготовлена иным образом с пользовательским форматом (например, для дисков данных), 664 блока были бы свободны после форматирования, что дает 664 × 254 = 168 656 байтов (или почти 165 КБ) для пользовательских данных.
Используя настраиваемое форматирование и процедуры загрузки / сохранения (иногда включаемые в сторонние DOS, см. Ниже), можно использовать все 40 механически возможных дорожек.
Из-за того, что в приводе не использовалось индексное отверстие, также можно было делать «шаткие дискеты», вставляя дискету вверх ногами и форматируя другую сторону, и распространение коммерческого программного обеспечения на таких дисках было обычным и нормальным явлением. .
Треки | Секторы (256 байт) | бит / с |
---|---|---|
1–17 | 21 год | 16M / 4 / (13 + 0) = 307 692 |
18–24 | 19 | 16 млн / 4 / (13 + 1) = 285 714 |
25–30 | 18 | 16M / 4 / (13 + 2) = 266 667 |
31–35 | 17 | 16M / 4 / (13 + 3) = 250 000 |
36–42 | 17 | 16M / 4 / (13 + 3) = 250 000 |
Треки 36–42 нестандартны. Битрейт является необработанным между головкой чтения / записи и сигнальной схемой, поэтому фактическая полезная скорость передачи данных в 5/4 раза меньше из-за кодирования GCR .
Диск 1541 обычно имеет 35 дорожек. Трек 18 зарезервирован; остальные треки доступны для хранения данных. Заголовок находится на 18/0 (дорожка 18, сектор 0) вместе с BAM, а каталог начинается на 18/1 (дорожка 18, сектор 1). Чередование файлов составляет 10 блоков, а чередование каталогов — 3 блока.
Содержимое заголовка: заголовок похож на другие заголовки диска Commodore, структурные отличия заключаются в смещении BAM ($ 04) и размере, а также метке + ID + смещении типа (90 $).
$00–01 T/S reference to first directory sector (18/1) 02 DOS version ('A') 04-8F BAM entries (4 bytes per track: Free Sector Count + 24 bits for sectors) 90-9F Disk Label, $A0 padded A2-A3 Disk ID A5-A6 DOS type ('2A')
Floppies:
Things are more or less the same as in C64, with except
in CP/M disks — these are poorly visible in StarCommander.
1571 is a 2-side drive, and 1541 writes on 1 side only. However 1571
uses 1-side mode by default. To read/write 2-sided disks you need
2-sided drive.
So one thing: Do not mess with CP/M disks in StarCommander.
To make your first CP/M bootdisk from image, just copy
the disk using «Copy Disk» function in StarCommander. These disks are
one-sided called «flippy», so if there’s something on 2nd side, it’s
accessible after flipping disk. It meams that you can use even slow 1541
to record it, but I haven’t tested this config, even using the same
drive.
HERE
you have a nice tutorial how to copy CP/M disks to floppies without
modifying CP/M disks with Sta. Not tested, but probably it’ll work.
Video RAM expansion (C128 only — not C128D/CR, it already has it)
This is simple in explaination, but complicated when you
do this.
1. Disassemble C128 by removing 6 screws from bottom (one is in the
middle)
2. Remove RF shield by removing more screws, maybe unlocking bent
latches
3. Now you’ll see one more RF shield, smaller can in the upper-left part
of mainboard. Remove the cover.
4. You’ll see two 4 bit x 16K chips, labeled 1416 or something like that.
5. You need to replace them with sockets, and put 4bit x 64K chips into
them, test it and assemble it back.
6. Ah, Power LED connector comes with red wire to upper part of
mainboard (rear of computer).
Unfortunately, it’s quite hard to unsolder these chips.
Cutting legs doesn’t work too, because there’s no space to firmly stick
a knife.
Moreover, pins are bent, so even if you unsolder it, you’ll end with
pins still soldered to sides of holes.
I desoldered mine with a big solder sucker made of old fridge compressor,
fuel filter and old-style metal ball pen case. First, I put a drop of
solder on every pin to make it bigger. Next, I heated a pin until solder
melted, pushed it against bend, and when I felt that it’s near the center
of hole, fired the pump. It was working, but I had to patch 3 broken
tracks.
It’s probably impossible to do it without solder sucker and good
soldering iron. With hot air — possible.
Here are photos with these circuits:
Использует
Ранние схемы защиты от копирования преднамеренно вносили ошибки чтения на диск, при этом программное обеспечение отказывалось загружаться, если не было возвращено правильное сообщение об ошибке. Общая идея заключалась в том, что простые программы копирования дисков не способны копировать ошибки. При обнаружении одной из этих ошибок дисковод (как и многие дисководы гибких дисков) предпринимает одну или несколько попыток повторного чтения после первого сброса головки на ноль дорожки. Лишь немногие из этих схем имели сильный сдерживающий эффект, так как вскоре различные компании-разработчики программного обеспечения выпустили служебные программы, позволяющие копировать защищенные диски и, в некоторых случаях, снимать защиту.
Защита от копирования Commodore иногда не работает на определенных конфигурациях оборудования. Например, Gunship не загружается, если к компьютеру подключен второй диск или принтер.
Construction[edit | edit source]
The C128 has following connectors, switches and interfaces:
Right sideedit | edit source
Commodore 128 — right side
- Game port (Control port) 1; 9 pin Sub-D connector for connecting a joystick, light pen, mouse or paddles
- Game port (Control port) 2; 9 pin Sub-D connector for connecting a joystick, mouse or paddles
- Reset switch
- Power on/off switch
- Power connector (Power; 5 pin angular) for the power supply)
Rearedit | edit source
Commodore 128 — backside
- Main memory expansion (Expansion port; 44 pin; I/O) for connecting cartridges
- Cassette/Datasette port (Cassette port); 12 pin; I/O) for connecting a Datasette drive
- Serial bus interface or Serial Port (IEEE-488; 6 pin; I/O) for connecting disk drives or a printer
- Audio/Video connector (8 pin; I/O) for connecting a monitor/TV in 40 char mode,
- Antenna connector for connecting to TVs in 40 char mode (left of it: L-H for channel adjustment (optional)).
- RGBI connector (9 pin, output only) for connecting an RGB or monochrome monitor in 80 char mode.
- Userport (RS-232 or Centronics; 24 pin; I/O), which can be used by the C128 for connecting a modem or printer interface
Main boardedit | edit source
- Processor: HMOSII 8502 with about 1.02 or 2.04 MHz memory clock, Z80B processor 4 MHz version with 2.04 MHz clocked
-
Memory: 128 KByte RAM on two 64 KByte Chips (expandable internal on max. 256 KByte, external max. 640 KByte), from this are 38,911 or 122,365 Bytes free for use under BASIC
- Picture frequency memory VDC-8563 (16 KByte video RAM)
- Color memory 8564 (4×2 KByte)
Commodore 128 — Mainboard
-
ROM: 64 KByte, split:
- C64 mode (16 KByte), Commodore BASIC V2.0 (8 KByte) and KERNAL (8 KByte)
- C128 mode (64 KByte), Commodore BASIC V7.0 (48 KByte in 2×16 KByte Chips), KERNAL (16 KByte) and C128 BIOS (16 KByte)
- CP/M BIOS (4 KByte)
- Special character set NMOS-ROM (8 KByte)
- Free connector for 32 KByte ROM (e.g. EPROM or additional character ROM)
-
Video:
- The VIC-II or VIC-8564 for the 40 character mode has the ability for 25 (rows) × 40 (columns) characters (singlecolor and multicolor) in text mode (either big letters/graphic signs or big/small letters) or in graphic mode (HiRes) 320×200 pixel in 16 colors, 16 frame colors and 16 background colors or Multicolor mode (4 colors) 160×200 pixel, as well as 8 Sprites (singlecolor or multicolor, 24×21) displaying.
- VDC-8563 for 80 character mode 25 (rows) × 80 (columns) with 16 colors, 8 character attributes, 16 frame colors and 16 background colors in text mode (either big letters/graphic signs or big/small letters) or in graphic mode (HiRes) 640×200 pixel singlecolor or 640×400 interlaced
Startscreen of Commodore 128
-
Audio: SID 6581/8580
- Sound generator for three voices, 0-4 kHz
- 4 wave forms per generator (Sine, Triangle, Pulse, Noise)
- 3 amplitude modulators, 48dB
- 3 ADSR envelope generators
- Oscillator sync
- Ring modulation
- Programmable filters (low, band-pass, high-pass or notch filter)
- Random generator
- 2 connections for potentiometers
- Audio inputs
- Keyboard: 92 keys (QWERTY/QWERTZ), which are multiple reserved, with numeric keypad, German keyboard with DIN mode and
<ESCape>, <TAB>, <ALT>, <CAPS LOCK/ASCII+DIN>, <HELP>, <Line Feed>, <40/80-DISPLAY>, <NO SCROLL>, the Function buttons are predefined
Miscellaneous: 2 CIA-6526 for the I/O control (Input/Output), IC for memory management MMU-8722
Наследие
22 апреля 2015 года Музей электронных игр и искусства (MEGA) объявил о воссоздании этого компьютера с аналогичными характеристиками и технологиями. Также имеет обратную совместимость с Commodore 64, Mega 65 будет иметь совместимое с Commodore 65 оборудование, воссозданное на FPGA, и будет совместим с новыми технологиями, такими как HDMI. Первоначально MEGA планировала выпустить свою воссозданную версию компьютера Commodore 65 в третьем квартале 2016 года, но по состоянию на сентябрь 2020 года предварительный комплект разработчика (r3) был распродан. (Поставка в 4 квартале 2020 г.)
История
Из-за популярности C64, серия P была отменена в Соединенных Штатах, прежде чем она могла быть официально выпущена; однако несколько дилеров, получивших контрольные образцы, продали их. Поскольку серия P еще не была сертифицирована FCC , Commodore пригрозили судебным иском и были вынуждены отозвать их. Ходили слухи, что все отозванные машины серии P были уничтожены, однако известно, что некоторые из них существуют в частных коллекциях. По крайней мере, одна модель, P500 , была коммерчески выпущена в Европе, но продавалась в небольших количествах.
Самым распространенным из B-серии был низкопрофильный B128 (называемый CBM 610 в Европе), который имел 128 килобайт оперативной памяти. B128 плохо продавался, и в конечном итоге запасы Commodore были ликвидированы Protecto Enterprizes, крупным дилером Commodore по почте, базирующимся в Чикаго, штат Иллинойс . Рекламные объявления Protecto о комплекте B128, включающем двойной дисковод, монитор и принтер, появлялись в различных компьютерных журналах в течение нескольких лет.
Линия CBM-II плохо продавалась и в итоге оказалась чрезвычайно дорогой в производстве, а также для нее было сложно разрабатывать программное обеспечение. Commodore не публиковал никаких данных о продажах или официальной дате прекращения производства, однако B128 / 600 является наиболее распространенной моделью в линейке. Производство закончилось в какой-то момент в течение 1984 года, и Commodore ликвидировала оставшиеся запасы в 1985 году. CBM-II все еще продавались в Германии до 1987 года. Точное количество произведенных CBM-II неясно, однако серийные номера показывают, что было не менее 10 000 B128. поставляется вместе с несколькими десятками или несколькими тысячами других моделей. Считается, что Commodore произвела не менее 5000–6000 экземпляров каждой машины.
После прекращения производства линейки CBM-II, Commodore передала документацию, схемы и всю другую информацию CBUG, Chicago B128 Users Group.
Среди этих материалов был прототип материнской платы с процессором Intel 8088 , что намекает на возможность сделать линейку совместимой с IBM, если бы производство продолжилось.
CBUG продолжила разработку библиотеки программного обеспечения для компьютеров. Его библиотека, однако, бледнела по сравнению с большими программными библиотеками, которыми пользовались C64 и Commodore VIC-20 .
Закругленный дизайн корпуса высокопрофильной серии CBM-II позже будет использоваться в модернизированных версиях оригинальных компьютеров PET / CBM (таких как CBM8296), на замену которым была разработана линейка CBM-II. Кроме того, схема банка памяти CBM-II будет повторно использована на Commodore 128 с некоторыми небольшими изменениями.
дальнейшее чтение
- CBM (1982). VIC-1541 Single Drive Floppy Disk Руководство пользователя . 2-е изд. Commodore Business Machines, Inc. P / N 1540031-02.
- Нойфельд, Джеральд Г. (1985). 1541 Руководство пользователя. Полное руководство по дисководу Commodore 1541 . Второе издание, июнь 1985 г. 413 стр. Авторские права 1984 принадлежат DATAMOST, Inc. (Brady). ISBN 0-89303-738-9 .
- Погружения, Ричард; Нойфельд, Джеральд Г. (1984). Внутри Commodore DOS. Полное руководство по дисковой операционной системе 1541. DATAMOST, Inc и Reston Publishing Company, Inc. (Прентис-Холл). ISBN 0-8359-3091-2 .
- Englisch, Lothar; Щепановски, Норберт (1984). Анатомия дисковода 1541 . Гранд-Рапидс, Мичиган: Abacus Software (перевод с оригинального немецкого издания 1983 г., Дюссельдорф: Data Becker GmbH). ISBN 0-916439-01-1 .
История
В сентябре 1989 года Compute! ‘S Gazette отметила, что «продажи 64-х быстро уменьшились, Nintendo проглотила большие дыры на рынке, и срок службы старого компьютера-боевого коня нужно как-то продлить». Отметив, что Apple разработала IIGS, чтобы продлить жизнь своей серии Apple II , журнал спросил: «Будет ли Commodore придерживаться той же линии?», А затем продолжил:
Gazette добавил, «Наши источники также сообщают о том , что существует много распрей в Commodore, должна ли быть выпущена машина. Торговый персонал хочет получить машину из двери, в то время как naysaying инженеры назвали это«сын Plus / 4 » . В следующем выпуске сообщалось, что« по последним слухам такая машина никогда не увидит свет », Фред Боуэн и другие сотрудники Commodore в 1990–1991 годах разработали Commodore 65 (C65) в качестве преемника. к C64. В конце 1990 года было принято решение о создании C65. В 1991 году президент Commodore Ирвинг Гулд закрыл проект .
Когда Commodore International была ликвидирована в 1994 году, ряд прототипов был продан на открытом рынке, и, таким образом, несколько человек фактически владеют Commodore 65. Оценки фактического количества машин, найденных на открытом рынке, колеблются от 50 до 2000 единиц. Поскольку проект C65 был отменен, окончательное 8-битное предложение CBM осталось трехрежимным, 1–2 МГц , 128 КБ (с возможностью расширения), C64-совместимым Commodore 128 1985 года.